М.Салтыков-Щедрин словесник /index.php?option=com_content&view=category&id=121&Itemid=153 Sun, 19 Sep 2021 13:36:44 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management; jQuery++ Intergator by tushev.org ru-ru "Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" /index.php?option=com_content&view=article&id=916%3Aq-q-q-q&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=916%3Aq-q-q-q&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 «Мысль народная»

То, что сам Толстой называл «мысль народная», воплотилось в его романе в целом ряде черт, объединенных общим взглядом на движущие силы истории.

Во-первых, «Война и мир» - это произведение 60-х годов XIX века. То время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения. Центральной темой литературы 60-х годов была тема народа. Эта тема, а также современные Толстому проблемы рассматриваются писателем сквозь призму истории. Исследователи творчества Толстого расходятся в вопросе, что, собственно, Толстой подразумевал под словом «народ» - крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова «народ», но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия «народ».

Во-вторых, своим произведением Толстой утверждает решающую роль народных масс в истории. По его мнению, действия так называемых «великих людей» не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Применительно к истории личность в большей степени действует бессознательно, чем сознательно; человек более свободен в личной жизни, чем в общественной. Кроме того, писатель полагает, что чем выше человек стоит на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе. В итоге Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории». Толстой ставит своей задачей развенчать роль царей в истории и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. Примечательно, что писателем в романе отражены именно моменты бездействия Кутузова. Таково его поведение во время совета в Филях. Он сознательно не принимает участия в обсуждении диспозиции, стратегии и хода сражения. Он понимает, что все распоряжения штаба не имеют никакого значения, так как распоряжения все равно запоздают, а информация об изменениях положения на театре военных действий прибудут в штаб тогда, когда положение уже будет другим. Поэтому все зависит лишь от мгновенной реакции солдат и их непосредственных командиров, от боевого духа войска. По мнению Толстого, Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий, в осуществлении которых он участвует. Он может быть сознательным проводником хода истории, которую делает народ. Главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии, все остальное от него не зависит. Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец-Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек, он не может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. В сценах с Наполеоном Толстой пользуется приемом сатирического гротеска: Наполеон переполнен самообожанием, его помыслы преступны, его патриотизм фальшив (эпизоды с Лаврушкой, награждение солдата Лазарева орденом Почетного легиона, сцена с портретом сына, утренний туалет перед Бородином, ожидание депутации «московских бояр»). Нескрываемой иронией проникнуто и изображение жизни других людей, также далеких от народа – независимо от национальной принадлежности (Александр Первый, Анна Павловна Шерер, семья Курагиных, Берги, Друбецкие и проч.)

Новаторство Толстого состояло именно в том, что он внес в историю нравственный критерий.

Жизнеспособность каждого из героев словно проверяется «мыслью народной». Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить лучшие свои качества; Андрея Болконского солдаты называю «наш князь»; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона. Впрочем, путь героев, принадлежащих к аристократии, к духовному единению с народом изображен Толстым в его противоречивости и неоднозначности. Писатель с иронией описывает заблуждения и самообман героев (поездка Пьера в южные имения, идеалистические бесплодные попытки нововведений; бунт крестьян в Богучарове, попытка княжны Марьи раздать господский хлеб и проч.).

Наряду с истинной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского (конкретных исторических лиц), которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.

Толстому не понадобилось большого числа образов из простонародья (не следует путать народность и простонародность). Патриотизм, по мнению писателя, - свойство души любого русского человека, и в этом отношении нет разницы между Андреем Болконским и любым солдатом его полка. Близок к народу и капитан Тушин, в образе которого сочетаются «малое и великое», «скромное и героическое». Часто участники похода вообще не названы по именам (напр., «барабанщик-запевала»). Тема народной войны находит свое яркое выражение в образе Тихона Щербатого. Образ неоднозначен (убийство «языка», «разинское» начало). Неоднозначен и образ Платона Каратаева, в условиях плена вновь обратившегося к своим истокам (с него спадает все «наносное, солдатское», остается крестьянское). Наблюдая за ним, Пьер Безухов понимает, что живая жизнь мира выше всяких умствований и что счастье в нем самом. Однако, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям, его благообразие часто приводит к пассивности.

Размышляя о природе войны и мира, Толстой утверждает, что «мир отрицает войну» (напр., описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица – разоренную и безобразную, и сравнение ее в мирное время – утопающей в зелени, аккуратной и отстроенной). Толстому чужд фаталистический взгляд на историю. В его произведении особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека – исторического деятеля и всякого человека – перед историей. Толстой подчеркивает, что надо уметь разоряться ради защиты Отечества, как поступают Ростовы, быть готовым отдать все, пожертвовать всем, как это умеет Пьер Безухов, но не умеют пришедшие в здание дворянского собрания именитое купечество и благородное дворянство.

Итак, «мысль народная» воплотилась в романе-эпопее в нескольких формах. Во-первых, это внесение Толстым в историю нравственного критерия. Народ, в его понимании, - это те лучшие представители всех общественных слоев, которые строят свой жизненный путь и соразмеряют свои поступки с законами нравственности. Во-вторых, Толстой утверждает решающую роль народных масс в истории. По его мнению, только народ, масса, является движущей силой исторического процесса. Роль личности в нем минимальна и измеряется той величиной, на которую эта личность прониклась стремлениями массы, стала выразителем ее интересов.

 

Дополнительно:

«Мысль народная» / История русской литературы XIX века: 70–90-е годы: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2001.

«Какая сила движет народами?» / Басовская Е.Н. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие для 10 класса средней школы. — М.: Олимп, 1998.

Историко-философские отступления / Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Под ред А.Н. Архангельского. — М.: Дрофа, 2002.

Концепция истории / Литература. — М.: АСТ, 2002. — (Справочник абитуриента).

Мысль народная / Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Под ред А.Н. Архангельского. — М.: Дрофа, 2002.

Народ как носитель нравственных ценностей / Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009.

Философия истории Толстого / Бычков С.П. Л.Н. Толстой: Очерк творчества. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Sun, 08 Dec 2019 10:07:35 +0000
"Анна Каренина" /index.php?option=com_content&view=article&id=915%3Aq-q&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=915%3Aq-q&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153

Фильм "Анна Каренина" (1967 г., в главной роли - Анна Самойлова)

1 серия 2 серия

 

Фильм "Анна Каренина. История Вронского"

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Mon, 02 Dec 2019 11:58:24 +0000
"Война и мир". Пьер Безухов: «Для чего жить и что такое я?» /index.php?option=com_content&view=article&id=453%3Aq-q-l-r-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=453%3Aq-q-l-r-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153  

М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская "Русская литература". Учебник
для 9 класса средней школы. - М., Просвещение, 1988, с. 277 - 279

«Для чего жить и что такое я?»

По иным жизненным дорогам, чем Андрей Болконский, шел Пьер Безухов, иные испытания он перенес, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим». «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» - вот вопросы, которые пытается разрешить Безухов.

Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Вспомните, что в салоне Анны Павловны Шерер Безухов защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался Наполеоном, ошибочно видя в нем главу революционной Франции. Князю Андрею Пьер говорил, что пошел бы на войну если бы это была война за свободу.

Чувствуется, что Пьер особенно близок автору. Толстой говорит о своем герое, как говорят о любимом сыне, в котором и радует, и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность. Нечто отцовское слышится и в доброй иронии автора, часто свойственной словам его о  Пьере: «...Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона»,— говорит Толстой об устремлениях молодого Пьера. Но, не найдя еще истинного смысла человеческого бытия, Пьер свои недюжинные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина, мечется, совершает ошибки и самую страшную из них — связывает свою жизнь с Элен. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева.

Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи «равенства, братства и любви», мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире»,— вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему.

Пьер хочет действовать и прежде всего решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему удалось выполнить долг перед «жертвами», Пьер чувствует себя счастливым: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, крайней мере стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Это важный вывод, который поможет Пьеру найти истинный путь в его дальнейших исканиях.

Разочарование в масонстве неизбежно должно было наступить. Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли и в среду «вольных каменщиков», как называли себя масоны. Не удивительно, что попытки Безухова привлечь «братьев» к более активному вмешательству в жизнь, к бескорыстной помощи страдающему человечеству привели его к разрыву с масонами.

Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывающего все его существо. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой — эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому столь же чистыми и величественно прекрасными, как звездное небо с яркой кометой, далекое от шумных и грязных улиц города.

Связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В жизни его наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье, в общественных идеалах. Пьер перестает мечтать о республике в России, об освобождении крестьян и ведет образ жизни, типичный для отставного камергера, каких немало было в среде московского дворянства. Но его жизнь казалась лишь со стороны покойной и бесцельной. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Непрекращающаяся внутренняя работа, которая подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года, все время находится в поле зрения автора.

Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими»,— вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Эпохой в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости. Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».

Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят»,— такую краткую, выразительную оценку российских порядков дает Безухов в эпилоге романа. Так у Толстого нравственность человека выступает как нечто единое в частной и общественно-исторической жизни. Пьер приходит в тайное политическое общество; по замыслу Толстого, он должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.

 

А.Б.Есин. Сквозные темы в русской 
литературе
XIX XX веков. – М., 2009, с.73-77

Пьера Безухова роднит с князем Андреем душевная неуспокоенность, напряженность нравственно-философского поиска, но в сути характера это совсем другой человек. Если князь Андрей ценил себя едва ли не выше всего на свете, то в случае с Пьером, мы, наоборот, встречаемся с заниженной самооценкой. И, по Толстому, этот душевный настрой в человеке очень ценен, поскольку заставляет его стремиться к нравственному самосовершенствованию, искренне считать себя виноватым даже в том, в чём, казалось бы, вины человека нет. В этом смысле Пьер часто нелогичен, но в этой нелогичности проявляется голос натуры, совести. Так, после женитьбы на Элен, понимая уже, что сделал ошибку, что Элен – развратная и ничтожная женщина, Пьер неожиданно обвиняет в этом самого себя. «Но ведь это я сделал ее такой», - вдруг подумал он. И его вина в том, что он сказал Элен слова любви, которые по сути своей были ложью, хотя и невольной.

Женитьба на Элен – пожалуй, первое серьезное испытание для Пьера, заставляющее его задуматься над тем, «что хорошо, что дурно, что надо любить, что ненавидеть». В этой ситуации в конфликт вступает плотское, греховное начало с началом духовным. Желание Пьер принял за любовь, а это, по Толстому, не просто разные, а прямо противоположные вещи. Истинная любовь – это когда человек не берет, а отдает, и вследствие этого между двумя людьми устанавливаются прежде всего духовные отношения. Но Пьер не сразу приходит к этому убеждению. Поддаваясь ложным, по мнению Толстого, началам – плотскому вожделению, самолюбию и т.п., он должен был еще совершить поступок, которому сам впоследствии ужаснется – вызвать на дуэль Долохова и ранить его, то есть совершить самое страшное – посягнуть на чужую жизнь. После этой дуэли, за которую Пьер опять-таки винит только самого себя, у него в голове все смешалось. Натура Пьера состояла в том, что он всегда думал о других людях больше, чем о самом себе, стараясь не причинять им не то что боли или страдания, а даже малейших неприятностей. Для такого человека, конечно, его животная вспышка против жены и дуэль, на которой он чуть не убил человека, - настоящая трагедия, после которой естественно наступает состояние полного душевного смятения и хаоса. После дуэли и разрыва с женой Пьер не знает, для чего и зачем жить, что дурно, а что хорошо, склоняясь в отчаянии к признанию относительности всех нравственных истин. Но все же внутренний голос настойчиво говорит ему, что это не так. Именно в этот момент Пьер встречается с Баздеевым и приобщается к масонству.  Массонство привлекло Пьера двумя основными идеями, которые были созвучны его нравственным исканиям: идеей всеобщего счастья и идеей нравственного самосовершенствования. Это и были, в сущности, две задушевные мечты Пьера – стать лучше самому для того, чтобы принести мир и счастье окружающим. Кроме того, масонское учение прямо указывало на наличие верховного существа, в которого подсознательно верил Пьер. Эти положения масонства оказались для него настолько убедительны сами по себе, что отвратить его от них не могла даже практика, в которой не все было так убедительно и ясно. Многие шаги Пьера по воплощению в жизнь установок масонства оказываются наивными и безрезультатными; он видит, что многие масоны действуют не по внутреннему нравственному побуждению, а преследуют суетные цели завести знакомство в высшем свете, продвинуться по служебной лестнице и т.п. Все это тревожит Пьера, однако не настолько, чтобы он отказался от нравственных идей масонства. И все же мы чувствуем, что это еще далеко не конец идейных исканий Пьера. Чего-то ему явно не хватает, причём чего именно – до поры до времени не понимает ни читатель, ни сам Пьер. Для Толстого же изначально ясно, что «стать вполне прекрасным человеком» Пьеру мешает его принадлежность к дворянству – к классу паразитическому, оторванному от естественной жизни, в котором даже в лучших его представителях наблюдается гипертрофия личностного сознания. На том пути, по которому идет Пьер, неизбежно его приобщение к народной правде. И это приобщение начинает происходить во время Отечественной войны. Важно и показательно уже то, что во время Бородинского сражения Пьер оказывается в гуще солдат и включается в их жизнь на равных. Народ признает его за своего, любовно называя «наш барин». Но это еще только начало, и перед тем, как познать истинную философию народа, Пьеру приходится пройти еще через одно искушение – желание убить Наполеона. Вызванное неподдельным патриотическим чувством, оно все же смешно и нелепо для автора, потому что воплощает в себе ложную, по мнению Толстого, концепцию жизни, истории, согласно которой судьбы народа решает не сам народ, а выдающиеся личности. Это – проявление того самого индивидуализма, который Толстой считает главным пороком мира. Однако Пьер настолько симпатичен Толстому, что даже этот эпизод его биографии вызывает у автора не сарказм, а мягкую усмешку: Толстой показывает, как нелеп замысел Пьера и как нелеп он сам, когда путем разного рода натяжек пытается подогнать под себя апокалиптическое число 666, когда, маскируясь, остается в покинутой Москве и обдумывает планы убийства. В результате, конечно, все происходит не так, как наметил Пьер, а так, как требует его натура: оставшись в Москве, чтобы убить, Пьер совершает нечто прямо противоположное – спасает человеческую жизнь. Рассудочные построения уступают место живому состраданию.

Последующие события – плен, переживание расстрела пленных, знакомство с Платоном Каратаевым, тяготы этапного пути – стали решающими в нравственном развитии Пьера. В сцене расстрела пленных он испытывает очередной глубочайший кризис, когда кажется, что мир вокруг него обрушился: это бессмысленное убийство, совершенное людьми не по чувству ненависти, а по приказу, вновь повергает Пьера в хаос, он снова не понимает, в чем же смысл жизни, если в ней творятся столь бессмысленные дела. Но жизнь есть жизнь, и ложь в ней не отменяет истины. Успокоение в душу Пьера вносит Платон Каратаев. Его жизненная философия, представленная Толстым как философия русского крестьянства вообще, состоит прежде всего в том, что Платон ощущает себя как бы не отдельным существом, а лишь частью мира. То самое индивидуальное, даже индивидуалистическое сознание, которое воспринимается Толстым как проклятие дворянской интеллигенции, у Каратаева начисто отсутствует. Про него даже нельзя сказать, что он любит мир и людей, поскольку нельзя любить то, частью чего сам являешься. Каратаев находится просто в гармонии с миром, не думая о себе отдельно от него. Поэтому и смерть его не трагична и даже быстро забывается Пьером: жизнь или смерть отдельной личности – не трагедия и даже не событие в мире, где отсутствует личностное самосознание, где личность полностью растворяется в чем-то более всеобъемлющем.

Второе, что сильнейшим образом повлияло на Пьера, - это приобщение его к простой и естественной жизни с минимальными атрибутами цивилизации. Пока Пьер был богатым человеком, он не знал ни настоящего труда, ни настоящих лишений. Он никогда не был по-настоящему голоден, не знал настоящей усталости, физической боли и т.п. Поэтому он и не ценил по-настоящему тех простых и естественных благ, которые, по Толстому, только и нужны для человека: пищу, тепло, сон. Как ни странно, Пьер в плену чувствует себя гораздо более свободным, чем в светском обществе. Ощущая себя частью великого мира, он даже посмеивается над нелепостью того, что его держат в плену. Глядя на окружающий его пейзаж, на леса, поля, звезды, Пьер думает: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я! … И всё это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!»

Важнейшим моментом нравственного развития Пьера в это время является то, что Пьер постигает смысл жизни не умом только (это, по Толстому, невозможно), но всем своим существом, какими-то таинственными, внерациональными путями. Не логический вывод приводит его к жизненной мудрости, а она как бы вливается в него без сознательных усилий с его стороны. Толстой выделяет главное, что понял Пьер за это время: «Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». В это же время Пьеру открывается и понимание Бога, тождественного с самой жизнью: «Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества».

Человек приходит к нравственной истине путем отрешения от самого себя и приобщения к народной правде, в результате напряженных и бескомпромиссных духовных исканий – такова главная идея Толстого.

 

Дополнительно:

Пьер Безухов / Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.

Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе: Учебное пособие. — М.: Оникс, Мир и образование, 2007.

«…Дать новое направление всему русскому обществу и всему миру» / Литература: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. завед. — М.: Высшая школа, 1984.

Духовный путь Пьера Безухова / Литература. — М.: АСТ, 2002. — (Справочник абитуриента).

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Tue, 07 Jan 2014 18:46:50 +0000
"Война и мир". Мечтания и разочарования Андрея Болконского /index.php?option=com_content&view=article&id=452%3Aq-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=452%3Aq-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская "Русская литература". Учебник
для 9 класса средней школы. - М., Просвещение, 1988, с. 272 - 276

«Быть вполне хорошим».

Любимые герои Толстого ищут ответа на вопрос, поставленный с особой остротой эпохой 60-х годов, но волновавший также и лучших людей России в начале XIX век: что делать? Чему посвятить жизнь?

«Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим...» — эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконской, относятся к ним обоим.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в тот момент, когда он собирается на войну. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской.

 

«Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!» Конечно, эти мечты не имеют ничего общего с карьеристскими планами Друбецкого или Берга. «Ведь что же слава? — говорит князь Андрей,— Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы».

Мечта о подвиге особенно волнует Болконского под Аустерлицем. Видя наступающего противника, он говорит себе: «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело».

Но под воздействием минутной паники бросается в бегство Апшеронский батальон, падает никем не подхваченное боевое знамя, Кутузов требует остановить бегущих, голос его дрожит «от сознания своего старческого бессилия» — все это мгновенно подвигает горделивые мечты князя Андрея, иные чувства теперь владеют им: «чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу», он бросается под пули, поднимает знамя, останавливает бегущих, увлекает их за собой в атаку...

И вдруг стремительное движение резко обрывается. В толстовском повествовании смена планов и ритма всегда предвещает важные перемены в духовном мире и в судьбах героев.

Князь Андрей падает, раненный в голову. «Он раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего же, кроме неба — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками».

Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война, слава Наполеона. Это «нечто» — естественная жизнь природы и человека.

Еще при встрече с Тушиным поколебались представления Болконского о героях-завоевателях. Мечты о славе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов».

Дальнейшие события — появление ребенка, смерть жены - потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких  - то единственное, что ему остается. Вспомним сцену у кроватки больного Николушки. Вместе с сестрой князь Андрей долго стоит «в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света».

Но может ли деятельная, кипучая натура Болконского довольствоваться лишь семейным кругом? Недаром его взгляд был «потухший, мертвый» и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».

Толстой показывает, как трудно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом возрождения — встреча с Пьером и разговор с ним на пароме.  В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает правильный  вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» — эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Именно сейчас «в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что-то заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Первый шаг на этом пути - преобразования в деревне, облегчившие  участь его крестьян. «...Это был один из первых примеров  в  России»,— говорит Толстой.

Разговор с Пьером, а затем встреча с Наташей, лунная весенняя ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд»,— все это подготовило окончательное воз-ращение Андрея к жизни. Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние.

Олицетворение, примененное здесь писателем, тонко и точно рисует погруженность человека в мир природы. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки»: «пальцы», «старые болячки». При первой встрече дуб представляется ему «старым, сердитым и презрительным уродом», который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения «мы», «наши»...

Жизненные силы, которые возродили дуб, проснулись и в душе Болконского. Он остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить пользу людям, возможность счастья и любви. И он решает: «...надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Может быть, теперь Толстой привел своего героя к прочному итогу? Нет, художник-исследователь не может не видеть, что путь исканий и метаний князя Андрея еще не завершен.

Снова возникают честолюбивые мечты. Князь Андрей намерен принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в высших сферах. Однако участие в комиссии Сперанского по составлению законов приводит к новым разочарованиям. Вспоминая своих мужиков, их нужды и заботы, князь Андрей признает работу комиссии «праздной», далекой от насущных интересов народа.

Понять это помогла Андрею и любовь к Наташе. Именно благодаря  естественности, простоте очаровавшей его девушки Болконский как бы вдруг обнаружил фальшь и неестественность  Сперанского и всей той бюрократической среды, душою которой тот был. Теперь перед князем Андреем открылась «жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями». Ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье.

Но испытания Болконского не кончились. Счастье оказалось кратковременным, и, чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Ему кажется теперь, «как будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод,  в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

События 1812 года обозначили новый этап в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремит: попасть в высшие сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остается среди простых и самых нужных на войне людей — солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его.

Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их жизнью — вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея. В разговоре его с Пьером накануне Бородинской битвы особенно отчетливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит: «И так же думает Тимохин и вся армия».

В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его отца Это обаятельный образ ребенка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем лучшим, что было в нем и что унаследовано его сыном.

Так, заканчивая «Войну и мир», писатель возвращается к образу Андрея Болконского, как бы приобщая его к той деятельности, которая ждет его сына. «Отец! Отец! Да, я сделаю то,  чем бы даже он был доволен...» — мечтает Николенька. Известно, что Толстой, вернувшись в 70-е годы к работе над романом «Декабристы», хотел сделать одним из его героев сына князя Андрея.

 

А.Б.Есин. Сквозные темы в русской
литературе
XIX XX веков. – М., 2009, с.71-73

Особенностью характера героя русской литературы середины XIX века является то, что, не разрешив общефилософских вопросов о смысле бытия и месте человека в нем, он не может удовлетворительно построить и свое собственное существование. «Мировые проблемы» становятся жизненно насущными и для героев «Войны и мира» Толстого, в первую очередь для Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Оба этих героя подчиняют свою жизнь поиску истины и проходят во многом схожий, но все-таки различный путь развития. Андрей Болконский по натуре очень одаренный и незаурядный человек. Как и герои Лермонтова, Герцена, Тургенева, он чувствует, что в пустом и пошлом светском обществе ему не место. Князь Андрей в начале романа одержим мечтой о подвиге, о «своем Тулоне», его кумир – Наполеон. Мечты Болконского, разумеется, романтичны. В них он совершает свой подвиг непременно на виду у всех, так сказать, под аплодисменты зрителей. И что сразу же настораживает: в подвиге князь Андрей видит не столько служение какой-то возвышенной идее, сколько величие собственной личности. Действительность разбивает его мечты. Подвиг, который ему удается совершить, лишен романтического ореола, но даже не это самое главное. Смертельно раненный на поле Аустерлица, князь Андрей неожиданно понимает, что есть на земле вещи поважнее подвига, славы, собственного величия. Символом этого прозрения становится высокое небо, которое видит раненый, удивляясь, что раньше не замечал его. В этот момент душа князя Андрея приобщается к вечности, а все земное, в том числе и его недавний кумир Наполеон, видится в истинном свете: как нечто мелкое и ложное. Но такое прозрение для Болконского возможно только перед лицом смерти. В обыденной жизни к нему вновь возвращаются мечты о собственной славе, карьере и т.п. Деятельность князя Андрея в комиссии Сперанского показывает это очень четко. Несмотря на то, что он искренне старается приносить пользу делу, он и здесь видит прежде всего самого себя и с горечью и разочарованием убеждается, что его незаурядные способности не оценены по достоинству, да вряд ли кому и нужны.

Отдельно следует сказать о любви князя Андрея к Наташе. Это чувство явилось важной ступенью в его нравственном развитии и одновременно – нелегким испытанием. Можно сказать, что при всей искренности и глубине чувства, князь Андрей и в любви видит прежде всего самого себя, что особенно сказалось в его реакции на попутку побега Наташи с Анатолем. Не попытавшись даже разобраться в психологическом состоянии Наташи или как-то ей помочь в этот трудный момент, князь Андрей решительно разрывает помолвку, видя в поступке Наташи прежде всего удар по своей чести и самолюбию. Понять и простить – это еще недоступно князю Андрею, при всей возвышенности и широте его характера. Для того чтобы князь Андрей приблизился к истине, необходимы два обстоятельства: во-первых, сближение с народом во время Отечественной войны, и во-вторых, снова смертельное ранение. Война в известной степени лишает князя Андрея юношеского романтизма и одновременно приближает к народной правде. Ранение же на Бородинском поле снова обращает его мысли к вечности. Не случайно в этот момент он не чувствует никакой ненависти к Анатолю, которого он считал своим злейшим врагом, потому что его личность отступает на второй план, а на первый снова, как и на Аустерлицком поле, выходит идея вечности. Но в нравственном развитии князя Андрея толстой не расставляет все акценты до конца: читателю, как и княжне Марье с Наташей, остается неизвестным, чем же в конце концов закончились идейно-нравственные искания этого героя. Намек на возможный итог содержится с не Николеньки, сына князя Андрея. Важнейший вывод из судьбы князя Андрея сделать все-таки возможно: познание истины необходимо требует от человека приобщения к вечности, а значит – отказа от индивидуализма, от гипертрофированного чувства собственной личности. Истина, по Толстому, не в чести и самолюбии, но в прощении и примирении с жизнью. Путь князя Андрея, этого дорогого Толстому героя, - это прежде всего путь ошибок и заблуждений искреннего и умного человека, про которого можно сказать, что отрицательный опыт – это тоже опыт, и весьма ценный.

Дополнительно:

Андрей Болконский / Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.

Е.В.Амелина Нравственные искания Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

«Дорога чести» / Литература: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. завед. — М.: Высшая школа, 1984.


]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Tue, 07 Jan 2014 12:48:50 +0000
"Война и мир". В чем истинная красота человека по Толстому? /index.php?option=com_content&view=article&id=451%3A2014-01-07-12-02-02&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=451%3A2014-01-07-12-02-02&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская "Русская литература". Учебник
для 9 класса средней школы. - М., Просвещение, 1988, с. 268 - 272

Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят  фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию»).

Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась передать ему «то страстно-поэтическое ощущение», которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравним его с альбомным красноречием Бориса): «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказать»,— говорила она, краснея и волнуясь».

 

Наташа в отличие от «блестящей красавицы» Элен не поражает красотою внешней, и тем не менее она истинно прекрасна: «В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Толстой, рисующий портреты своих любимых героев в динамике, в движении, в изменениях, не описывает смены выражений на лице Элен. Мы видим всегда «однообразно-красивую улыбку» и все яснее понимаем, что это — маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность «великолепной графини». В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. «Где вы — там разврат, зло» — в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена подлинная сущность всей семьи Курагиных.

Совсем иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом». В сцене у постели раненого Андрея «худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно». Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств — страдания, радости, любви, надежды.

Глаз Элен Толстой не рисует, вероятно, потому что они не светятся мыслью и чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно. «Сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющие», «широко раскрытые, испуганные», «внимательные, добрые и печально-вопросительные» - какое богатство духовного мира выражено в этих глазах!

Улыбка Элен - застывшая лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это «улыбка радости и успокоения», то «задумчивая», то «успокоительная», то «торжественная». Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. Вспомним радостную и грустную для обоих встречу Наташи с Пьером после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь улыбнулось,- и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглоти его всего».

Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту,  добро и правду» — черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей.

«Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» — с нежностью говорит писатель. У его героини «детская улыбка», плачет Наташа слезами «обиженного ребенка», она говорит с Соней «тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили».

Рисуя светлый мир молодой, расцветающей жизни великий психолог показывает и заблуждения доверчивой юной души, которая неожиданно потянулась к человеку пустому и пошлому.

Из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта Наташа неожиданно попадает в совершенно иную, незнакомую ей светскую среду, где все — ложь и обман, где зло не отличишь от добра, где нет места искренним и простым человеческим чувствам.

Поддаваясь пагубному влиянию Элен, Наташа невольно ей подражает. Меняется ее милая, живая, выразительная улыбка. «Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась: и точно так же улыбнулась Наташа Борису». Толстой воспроизводит борьбу добра и зла в ее смятенной душе, спутанный клубок чувств. Оставшись одна, Наташа «не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей темно, неясно и страшно...».

Осуждает ли Толстой свою героиню? Мы не найдем в романе прямых оценок. Наташа в эту пору жизни показана в восприятии Анатоля, Сони, князя Андрея, Марьи Дмитриевны. Все они по- разному оценивают ее поступок. Но чувствуется, что ближе всего Толстому отношение к ней Пьера.

«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же»,— сказал он сам себе». Но Пьеру, которого Толстой наделил необычайной чуткостью, вдруг становится понятным испуг Наташи: она боится не за себя, уверенная, что все кончено; ее мучает зло, которое она причинила Андрею; ее пугает мысль, которая могла прийти в голову Пьеру, будто она просит князя Андрея простить ее ради того, чтобы вернуть его как жениха. Весь этот сложный, стремительный процесс очищения страданием мгновенно открывается Пьеру, его охватывает чувство нежности, жалости и любви. И, еще не осмыслив того, что произошло, Пьер произносит слова, которым сам удивляется: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».

Духовную эволюцию Наташи Толстой рисует по-иному, чем путь князя Андрея или Пьера. Для женщины естественно не столько логически осмыслить и оценивать каждый свой шаг, сколько переживать его, выражать свое состояние в единстве мысли, чувства и поступка. Поэтому сущность перемен в облике Наташи не всегда очевидна. И особенно труден для понимания эпилог романа.

Много раз высказывалось мнение, что в эпилоге автор ради полемики с идеями женской эмансипации ломает характер своей героини, «приземляет» ее, лишает поэзии и т. д. Так ли это? Ответить на этот вопрос — значит решить, способен ли истинный художник отступить от правды в угоду своим предубеждениям.

О Наташе-матери Толстой пишет жестко, сурово, словно бы заранее зная о возможных читательских недоумениях и упреках и не желая ничего смягчать: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу... Теперь часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Заметим это трижды повторенное видно: кажется, что автор просит читателя заглянуть далее того, что бросается в глаза... Вот и Денисов до поры не узнает «прежней волшебницы», смотрит на нее «с удивлением и грустью, как на непохожий портрет прежде любимого человека». Но внезапно его захватывает радость Наташи, бегущей встречать Пьера, и он снова видит ее прежней.

И внимательному читателю доступно это прозрение. Да, Наташа — мать четверых детей не такова, какою была в юности, когда так нам полюбилась. Могло ли быть иначе, если писатель следует правде жизни? Наташа не только растит детей, что само по себе не так уж мало, но воспитывает их в полном единодушии с мужем. Она принимает участие в «каждой минуте жизни мужа», и он чувствует каждое ее душевное движение. И ведь это Наташа, а не Денисов, тем более — не брат ее Николай, твердо верит в «великую важность» дел Пьера. И тревожит ее не мысль о той опасности, которая может грозить ее семье, хоть она и слышала слова Николая Ростова, обращенные к Пьеру: «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь». Наташа думает о другом: «Неужели такой важный и нужный человек для общества — вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?» И свое глубочайшее единодушие с мужем она выражает так, как это свойственно именно ей: «Я ужасно люблю тебя! Ужасно. Ужасно!»

Мы невольно вспоминаем в этот момент юную Наташу в пылающей Москве: теперь, как и тогда, она сердцем поняла, как надо жить и что важнее всего для честного человека в России.

Эпилог романа имеет «открытый» характер: здесь явственно чувствуется движение времени и близость трагических социальных потрясений. Вчитываясь в сцены семейной жизни, мы не можем не думать о будущем этой семьи и о судьбах поколения, чей нравственный опыт отражен в образах Наташи и Пьера,— поколения, о котором Герцен сказал: «...воины-сподвижники, вышедшие на верную гибель, чтобы... очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Tue, 07 Jan 2014 11:52:29 +0000
Л.Толстой "Война и мир" Пьер Безухов /index.php?option=com_content&view=article&id=285%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=285%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153

 

"Для чего жить и что такое я?"

Первая встреча с Пьером Безуховым

Впервые мы встречаемся с Пьером в салоне Анны Павловны Шерер, куда тот приходит после своего приезда в Москву. Анна Павловна «выводит» Пьера в свет, так как тот молод и не имеет прочного положения в обществе – отчасти по своему возрасту, а отчасти из-за того, что является незаконным сыном богатейшего придворного вельможи Кирилы Владимировича Безухова. Несмотря на свою молодость и неумение держаться в свете, Пьер имеет некоторые убеждения. Подобно Андрею Болконскому, которого он поддерживает во время спора о Наполеоне, Пьер мечтает о славе и преклоняется перед силой личности французского императора. Появление Пьера в Москве сопряжено с делом о наследстве – в город съезжаются все потенциальные наследники громадного состояния старого графа Безухова, умирающего в своем роскошном особняке.

Скандальная слава Пьера

Не знающий своего истинного призвания и томящийся от избытка молодых сил, Пьер растрачивает энергию в гусарских кутежах и пьянках, так что за ним тянется целый шлейф скандалов. Ему хочется общественного признания, одобрения окружающих, именно это заставляет его самоутверждаться в состязаниях вроде «кто кого перепьет» или выходках наподобие той, когда они с парой приятелей привязали квартального к медведю и бросили в реку.

Получение наследства, женитьба на Элен

Однако очень скоро тайным помыслам Пьера суждено сбыться. К изумлению всей Москвы старый граф почти все свое состояние оставляет незаконному сыну, то есть Пьеру. Впервые с «изнанкой» светского общества Пьер сталкивается именно при получении наследства, когда выясняется, что ради больших денег «благородные» вельможи могут пойти и на хищение, и на подлог, и на прочие низости. Однако все это проходит «мимо» Пьера, как кошмарный сон, о котором он не хотел позднее вспоминать. Деньги старого графа дают ему все то, о чем он так мечтал. Те, кто раньше считал ниже собственного достоинства знаться с Пьером, теперь охотно приглашают его в гости, родители девиц на выданье мечтают женить его на своих дочерях. Внутренне Пьер понимает, что люди чтут вовсе не его, а деньги, которые по прихоти судьбы достались ему, но предпочитает, обманывая себя, считать, что общее внимание – это признание его личных достоинств, его обаяния и ума. Он ухаживает за Элен Курагиной, и ему льстит ее внимание, так как Элен слывет первой красавицей. В конце концов его женят на Элен, и Пьер поселяется с молодой женой в одном из своих имений.

Дуэль с Долоховым

Однако очень скоро Пьер начинает понимать свою ошибку – расслабленная жизнь богатого барина не приносит ему счастья. Элен через некоторое время открыто начинает демонстрировать, что вышла замуж за Пьера исключительно ради денег, заводит собственный салон, который наполняют толпы ее обожателей. Все заканчивается дуэлью Пьера и Долохова, одного из фаворитов Элен.

Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов. Индивидуалистические мечты Пьера не выдерживают этого испытания. Пьер порывает с женой и уезжает из имения.

В масонской ложе

На духовное развитие Пьера оказывает очень сильное воздействие случайная встреча с Баздеевым, представителем общества «вольных каменщиков», то есть масонов. Баздеев уверяет Пьера, что истинное счастье человек может обрести только в заботе о счастье других и что масонская ложа как раз и имеет целью тайную помощь нуждающимся, просвещение народа и подготовку почвы для общества всеобщей любви и братства.

Уверовав в светлые цели братства «вольных каменщиков», Пьер со всей энергией принимается жертвовать деньги на благотворительные акции общества, участвовать в тайных заседаниях масонов. У Пьера появляется высокая, не эгоистическая цель в жизни. Он пытается работать над собой, изживая личные недостатки, под руководством своего наставника составляет своего рода программу внутреннего совершенства и пытается ее осуществить. Однако он ничего не доводит до конца. Личное совершенствование (диета, раздумья в определенные часы о возвышенном, прочтение философских трактатов и проч.) скоро надоедает, да и в масонах он начинает видеть по отношению к себе явную материальную заинтересованность. Поездка по имениям с целью осуществления либеральных реформ заканчивается снятием одного вора-управляющего и заменой его другим, таким же вором. Предложения Пьера по реформированию масонских лож с целью увеличения реальной пользы от их деятельности встречает глухое непонимание и даже враждебность со стороны братьев-масонов.

Участие в Бородинском сражении, решение убить Наполеона

Война, вторжение Наполеона в Россию, становится для Пьера, как и для многих людей того времени, делом глубоко личным. Он снаряжает на собственные средства целый полк и не встает во главе его только потому, что боится выглядеть смешным на коне при своей комплекции.

Для того чтобы понять абсолютную ценность человеческой жизни, ее неприкосновенность, чтобы осознать, насколько прекрасен окружающий мир, Пьеру приходится пройти через все ужасы войны. Чтобы хоть как-то ощутить свою сопричастность с происходящим, Пьер отправляется на Бородинское поле накануне сражения. Там он встречается с Андреем Болконским, который говорит о тех же вещах, что волнуют Пьера. Жить одной жизнью со своим народом, разделять все его чаяния, надежды, невзгоды, страдания и радость, умереть, если понадобится, во имя освобождения отечества – все это близко и понятно Пьеру. День Бородинского сражения, который Пьер встречает на батарее Раевского, ужас смерти, бессмысленность творящегося вокруг убийства потрясают его. Решив пожертвовать собой во имя спасения остальных людей, Пьер остается в разоренной Москве, чтобы убить то чудовище, которое развязало эту бойню, - Наполеона.

Несмотря на то, что ему не удается осуществить своего намерения, ценность духовных поисков Пьера не становится меньше. Он ощущает свое единство с народом, чувствует себя его составной частью и потому не может пройти мимо грабящих старика и женщину французских мародеров. Остаться человеком несмотря ни на какие испытания, сохранить в себе способность к любви и состраданию – именно это является, по Толстому, основой личности, источником ее духовной силы.

Пьер в плену, Платон Каратаев

Это в полной мере Пьер осознает, очутившись в плену. Глубочайшее впечатление производит на него Платон Каратаев, «рядовой Апшеронского полка», который даже в самых безнадежных ситуациях не терял присутствия духа, не переставал радоваться жизни и надеяться на лучшее. Вновь ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой окончательно подводит его к идее единения с народом, к идее понятия мира во всем его многообразии, мысли о том, что только о=любовь ко всему сущему  является созидающей, неодолимой силой. И как бы в награду за осознание этой истины, Пьер удостаивается личного счастья – женится на Наташе Ростовой, чистую любовь к которой пронес через всю жизнь.

Открытый финал

Однако у биографии Пьера открытый финал – повествование заканчивается на том, что Пьер и Николай Ростов обсуждают положение дел в стране, и Пьер высказывает мысль о необходимости создания легального, а если понадобится и нелегального общества для борьбы с крепостническими порядками, унижающими человеческое достоинство. Образ Пьера Безухова, по замыслу автора, и должен был стать тем мостиком, который поможет связать Отечественную войну 1812 года с эпохой декабристов.

 

Дополнительно:

  • Пьер Безухов / Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.
  • Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе: Учебное пособие. — М.: Оникс, Мир и образование, 2007.
  • Безухов Петр Кириллович, Пьер / Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  • «…Дать новое направление всему русскому обществу и всему миру» / Литература: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. завед. — М.: Высшая школа, 1984.
  • Духовный путь Пьера Безухова / Литература. — М.: АСТ, 2002. — (Справочник абитуриента).
]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Thu, 07 Mar 2013 20:24:39 +0000
Л.Толстой "Война и мир" Андрей Болконский /index.php?option=com_content&view=article&id=284%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=284%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153

Мечты и разочарования Андрея Болконского

 

Андрей Болконский в салоне Шерер

Впервые с князем Андреем мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда тот приходит в сопровождении молодой жены, ожидающей ребёнка. С первых страниц становится ясно, что князь не доволен той жизнью, которую ведет. Салонные разговоры ему надоели, светское общество его тяготит, по отношению к жене он соблюдает лишь внешние приличия. Внутренняя суть конфликта становится нам ясна из разговора Болконского с Пьером Безуховым. Окружающая жизнь тяготит Болконского потому, что не дает проявить себя. Он мечтает о подвиге, о личной славе. Его кумиром, как и Пьера, является Наполеон, который мощью своей личности покорил полмира. Князь сетует на то, что связан по рукам и ногам семейными обязательствами и только это удерживает его от вступления в действующую армию.

Андрей Болконский на поле Аустерлица

Начало военной кампании против Наполеона, в которую Россия вступает на стороне союзников, оказывается достаточно веским поводом для отъезда из дома. Идеалам князя очень скоро суждено осуществиться. Во время Аустерлицкого сражения он подхватывает знамя из рук сраженного пулей знаменосца и поднимает полк в атаку, но и сам оказывается тяжело ранен. Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов – и индивидуалистические мечты Болконского не выдерживают этого испытания. Перед лицом смерти все неистинное, наносное исчезает, и остается лишь бесконечное удивление перед мудростью и извечной красотой природы, воплотившихся в бескрайнем небе Аустерлица.

Впечатление усиливается появлением Наполеона, мелочная радость которого от личной победы посреди груд мертвых тел кажется Болконскому отвратительной и неуместной в сравнении с той истиной, которая открылась ему. Его былой кумир, воплощение индивидуалистической мечты, человек, достигший вершин славы и власти, теперь вызывает у Болконского лишь брезгливую неприязнь. Его раздражает напыщенность Наполеона, убеждение, что он является вершителем истории (вокруг него толпятся приближенные-биографы, готовые внести в исторические анналы каждое сказанное им слово). Даже одобрение Наполеона, высказанное себе лично, Болконский воспринимает с глухим раздражением и ничего не отвечает императору. Идеалы Болконского рассыпаются в прах, но он остается жив – для того, чтобы через некоторое время воскреснуть духовно.

Итак, эпизод, повествующий о ранении князя Андрея на поле Аустерлица, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является первым поворотным моментом на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает несостоятельность индивидуалистического мировоззрения и начинает свой тернистый путь к постижению идей «братства» и единения всех людей.

Встреча с Пьером на переправе

Побывав в плену, испытав множество лишений и страданий, Болконский решает, что должен жить во имя долга, ради своей семьи. Но и семейное счастье оказывается недостижимым – «маленькая княгиня» умирает во время родов. Только встреча с Пьером на переправе дает Болконскому надежду на будущее духовное возрождение. Видя внутреннюю опустошенность своего друга, Пьер пытается убедить его, что мир гораздо шире и многообразнее, чем представлялось Андрею, что жить следует для других людей, делая их жизнь лучше и чище, и именно в этом обретать личное счастье. Князь прислушивается к словам Пьера и, пожалуй, впервые за свою жизнь пытается смотреть на окружающую его действительность через призму интересов других людей. Он интересуется жизнью своих крестьян, проводит в имении либеральные реформы, вводит элементы просвещения.

Участие в реформах Сперанского

Пытаясь принести пользу возможно большему количеству людей, князь начинает заниматься государственной деятельностью, работая в комитете по подготовке реформ, которым руководит Сперанский. Однако очень скоро Болконский разочаровывается в этой деятельности, так как не видит конкретных результатов своего труда. Здесь царит та же самая «говорильня», те же сплетни и интриги. Проект военной реформы, подготовленный Андреем на основе глубокого изучения причин поражения в Аустерлицком сражении, тормозится бюрократическими инстанциями. На это накладывается и разочарование в личности самого Сперанского, в котором Болконский начинает замечать неумеренное самолюбование, жажду личной славы и признания, - то есть все то, что Андрей так мучительно преодолевал в себе самом. Блестящий ум Сперанского оказывается бесконечно оторванным от действительности, и его теоретические выкладки практически неосуществимы.

Ночь в Отрадном.

В Отрадное Болконский едет по делам: ему надо решить кое-какие вопросы с графом Ростовым. Тот по-прежнему живет в имении, «принимая у себя всю губернию», с балами и охотами, театрами, обедами и музыкантами. В имении князь Андрей знакомится с Наташей. Она весела и резва. Болконский изумленно смотрит на неё, спрашивая себя, чему она так рада. Вечером князь Андрей долго не может уснуть, после чтения он подходит к окну и случайно слышит разговор из комнаты, расположенной этажом выше. Наташа восторгается прекрасной ночью, говорит, что «этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало», что от счастья ей хочется летать. При звуке Наташиного голоса, полного восхищения природой, в душе князя Андрея «вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».

Еще не осознавая этого до конца, Болконский чувствует, что его душа словно обновилась, что начался процесс его постепенного выздоровления, возвращение к свету и жизни.

Процесс духовного возрождения своего героя Толстой аллегорически показывает в образе старого дуба, покрытого толстой корой, иссеченного глубокими морщинами, в котором, кажется, уже не осталось никакой жизни и который с весной, несмотря ни на что, тянет ветви навстречу солнцу и снова покрывается молодой, свежей листвой.

Итак, эпизод, повествующий о поездке князя Андрея в Отрадное, имеет важное значение как в структуре образа Болконского, так и в композиции всего романа. Данный эпизод является одним из поворотных моментов на пути духовных исканий Андрея Болконского, во время которого он осознает, что мир прекрасен, полон радости и света, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Этот эпизод является вехой, которая отмечает конец разрушения его прежней индивидуалистической философии и начало обретения новой, основанной на идеях «братства» и единения с народом.

Участие в войне 1812 года

Отечественная война, по словам Болконского, становится «личным делом каждого русского человека», и он не колеблясь принимает командование полком. Он отказывается от должности адъютанта Кутузова, предпочитая «делать дело» в боевом строю, а не в штабных коридорах, воевать вместе с обыкновенными солдатами и, если придется, отдать свою жизнь за общее дело – освобождение Отечества. Встретившись с Пьером накануне Бородинского сражения, князь говорит именно об этом. Жить одной жизнью со своим народом, разделять все его чаяния, надежды, невзгоды, страдания и радости – именно это становится главным для Болконского. Он внимателен к своим солдатам, к их нуждам и мыслям – и солдаты платят ему взаимностью, даже между собой называя «наш князь».

Смерть князя Андрея

Внешне смерть князя лишена всякого героизма – он погибает от шального ядра. На этот раз нет ни знамени, ни полка, увлеченного в атаку, как это было во время Аустерлица, но именно этим Толстой подчеркивает сопричастность Болконского судьбам простых безымянных солдат, которые тысячами гибли во имя Отечества на том месте, куда их поставила необходимость.

Как бы в награду за это Толстой удостаивает своего героя, пусть и непродолжительного, личного счастья. Свои последние дни Болконский проводит с Наташей, и именно в это время ему открывается понимание того, что настоящая любовь – это в том числе и умение прощать. Он осознает, что сам виноват в разрушении своего личного счастья, так не имел права судить свою возлюбленную, не должен был «проверять» ее чувств долгой разлукой. Болконский умирает духовно просветленным, поняв, что «весь мир – это любовь», что истинно христианское единение людей на основе взаимной любви и гармонии возможно, что оно есть, и что его только надо увидеть и понять.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Thu, 07 Mar 2013 20:08:14 +0000
Л.Толстой "Война и мир". Война. Кутузов и Наполеон /index.php?option=com_content&view=article&id=283%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=283%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153

Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир»

{youtube}MIeERdZN2yk{/youtube}

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Thu, 07 Mar 2013 19:32:44 +0000
По произведениям Л.Толстого /index.php?option=com_content&view=article&id=282%3A2013-03-07-19-01-23&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=282%3A2013-03-07-19-01-23&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 ...

Лев Николаевич Толстой. "Детство. Отрочество. Юность." "Севастопольсткие рассказы"
(Лектор: Дмитрий Бак)

Смотреть фильм "Крейцерова соната"

Смотреть фильм "Два гусара"

"Воскресение" фильм 1909 г. и фильм 1960 г.

Смотреть фильм "Отец Сергий" и этот же фильм 1918 г.

Смотреть фильм "Казаки"

История лошади. По повести Л.Н.Толстого «Холстомер». Постановка БДТ (1989)

"Живой труп" серия 1 серия 2

"Поликушка" (1919 г.)

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Thu, 07 Mar 2013 19:00:15 +0000
Л.Толстой "Война и мир" Наташа Ростова /index.php?option=com_content&view=article&id=281%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153 /index.php?option=com_content&view=article&id=281%3A-q-q-&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=153

В образе Наташи Ростовой Толстой изобразил свой идеал «природного бытия», идею гармоничной, естественной личности. В характере Наташи нашли свое отражение взгляды Толстого на семью и предназначение женщины, а также на любовь как на высшее проявление женщины, а также на любовь как на высшее проявление самореализации женщины в этом мире.

Впервые мы встречаемся с Наташей на празднике, устроенном по случаю ее именин. Наташа еще совсем ребенок, но уже всем видны ее живость, энергия, естественность и непосредственность. Она привлекает к себе внимание именно этими качествами.

Став девушкой, она не утратила этих черт. Напротив, они усилились, сделав ее чрезвычайно обаятельной. Внешне Наташа не так красива, как Элен, но в соревновании внешней и внутренней красоты у Толстого всегда побеждает красота внутренняя. Борис Друбецкой, несмотря на свое стремление сделать карьеру выгодно женившись на Жюли Карагиной, попадает под обаяние Наташи и забывает о своих честолюбивых планах. Он даже перестает бывать в салоне великолепной Элен Безуховой, завсегдатаем которого был ранее.

Влюбляется в Наташу и лихой гусар Денисов. Он делает Наташе предложение, впрочем, получив от ее родителей вежливый отказ: дочь слишком мала для того, чтобы выходить замуж.

Гостя у Ростовых в их имении в Отрадном, Андрей Болконский впервые (заочно) знакомится с Наташей. Стоя ночью у открытого окна, он слышит, как она восхищается природой, великолепной картиной залитого луной сада. Увидившись затем с ней на балу, князь Андрей влюбляется в Наташу.

Даже порочный и эгоистичный Анатоль Курагин не остается равнодушным к «молодой Ростовой». История с неудавшимся похищением Наташи, ее увлечение «дураком-Анатолем» - следствие всё того же «нетерпения сердца», столь свойственного юности и неопытности. Толстой убежден, что внутренний рост сопряжен с постоянным движением, а значит – с неизбежными ошибками на пути к обретению счастья.

На протяжении долгих лет в Наташу безнадежно влюблен и Пьер Безухов. Множество испытаний ему придется преодолеть, прежде чем он обретет свое счастье. Но для Толстого семья – это в первую очередь взаимная духовная связь, взаимообогащение и стремление больше отдавать, чем брать. А к этому каждый из героев должен прийти – самостоятельно, путем проб и ошибок, преодолевая встретившиеся на его пути преграды.

Секрет чарующего обаяния Наташи состоит в искренности, в том, что ее «душевная сила» не терпит насилия над живой жизнью. Сущность натуры Наташи – любовь. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. Наташу отличают душевная щедрость и чуткость (отношение к Соне, отдает подводы раненым), она обладает даром действовать на окружающих облагораживающе (пение Наташи слушает Николай после карточного проигрыша Долохову). Ошибившись в Анатоле, Наташа через страдание приходит к очищению, заявляя Андрею Болконскому: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» Наташа живет инстинктом (ее чувство к князю Андрею не выдерживает испытания физическим влечением, которое будит в ней Анатоль), но и в этом, по Толстому, проявляется естественность Наташи, ее близость к природному началу. Наташа выполняет естественное предназначение женщины (дом, семья, дети), остальное, по Толстому, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном итоге, имеют целью создание семьи и рождение детей (для Толстого в этом состоит смысл жизни любой женщины, и чем менее женщина в этом себя обманывает, тем она ближе к естественному идеалу, идеалу жизни). После того, как Наташа выходит замуж за Пьера, единственным смыслом ее жизни становится семья – здесь Толстой полемизирует с идеей женской эмансипации. Наташа не расчетлива, ею руководит «разумный, естественный, наивный эгоизм». В образе Наташи воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от Наташи исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Это толстовский идеал жизни, без мук и исканий холодного разума. По Толстому, Наташа – это русский национальный характер, она впитала в себя с детства дух народа (святки, поездка к дядюшке и танцы). Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и создание семьи Наташа, наконец, обретает покой.

....

Дмитрий Шостакович - Вальс - Наташа Ростова и Андрей Болконский


{youtube}QbSKjxrxMlQ{/youtube}

{youtube}T8WVpeJplWk{/youtube}

Дополнительно:

  • Наташа Ростова / Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.
  • Ростова Наташа / Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  • Наташа Ростова / Литература. — М.: АСТ, 2002. — (Справочник абитуриента).
  • Ростова Наташа / Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  • «Ум сердца» / Литература: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. завед. — М.: Высшая школа, 1984.
  • В чем истинная красота человека? / Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература: Учебник для 10 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1990.
]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Thu, 07 Mar 2013 18:33:48 +0000