Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вариант 10 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Вариант 10   ОГЭ 2020                                               И.П.Гостевых

Часть 1

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)                          В женских портретах, написанных Фёдором Рокотовым, одним из ярчайших живо­писцев XVIII столетия, всегда присутствовала таинственность, которая проявлялась во всём: в полуулыбке, в удивлённом взгляде или в слегка прищуренных глазах.

(2)                          Женские образы, трепетные и пленительные, отражают изумительное мастерство ху­дожника.

(3)                          С «Портрета Струйской» на зрителя смотрит изящная женщина, облачённая в лёгкое серо-серебристое платье. (4)Волосы женщины высоко взбиты, их контур словно теряет­ся на дымчатом фоне, чудесный длинный локон ниспадает на грудь; на утончённом ова­ле лица ярко выделяются тёмные миндалевидные глаза.

(5)Художник создал поэтичный и чуть загадочный образ молодой женщины.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                       таинственность проявлялась (предложение 1)

2)                       отражают мастерство (предложение 2)

3)                       смотрит женщина (предложение 3)

4)                       волосы взбиты (предложение 4)

5)                       создал образ (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В устной речи иногда появляются слова-сорняки «это вот» (1) «так вот» и другие (2) однако (3) употребление «сорняков» неоправданно (4) ведь они засоряют речь (5) как и другие нелитературные элементы (6) а некоторые из «сорняков» относятся к вводным словам (7) но (8) не к месту употреблённые (9) они лишаются смысловой нагрузки (10) и эту особенность нелитературной речи удачно используют писатели для речевой ха­рактеристики персонажей своих произведений.

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, сино­нимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосоче­тание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                      ПРЯЧУЩИЙСЯ — написание суффикса действительного причастия настоящего вре­мени определяется спряжением глагола, от которого это причастие образовано.

2)                      ДОРОЖКА — написание согласной Ж в корне слова проверяется формой дорожек.

3)                      ХОРОШО (разобраться) — в окончании краткого имени прилагательного после шипя­щего под ударением пишется буква О.

4)                      НЕКОШЕНЫЙ (луг) — одиночное полное страдательное причастие прошедшего вре­мени с НЕ- пишется слитно.

5)                      НЕФТЕПРОВОД — в сложном слове после твёрдого согласного пишется соединитель­ная гласная Е.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Бывают состояния, когда человеку не хватает духа, сил, воли, смелости сделать то, что он должен. (2)И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля. (З)Ему не хватает сил на поступок, иногда самый малый: не участвовать в дурном, возразить, помешать кому-то сде­лать плохое. (4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может по­терять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле. (5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть со­бой! (6)Это непередаваемое ощущение головокружительно!

(7)Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции. (8)В раз­гар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно бу­дет спокойно поговорить по телефону. (9)Я вышел из гостиной и заглянул в комнату именин­ника. (Ю)Несколько парней столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от чего- то, что их живо интересовало. «(11)Ага, смотри-ка! (12)Лезет! (13)Сейчас укусит!» (14)0ни ржали, визжали и, чуть отпрянув, вновь наседали на что-то, для меня невидимое.

(15)Я подошёл, привстал на цыпочки и заглянул через плечо одного из парней. (16)Оказывается, их привлекли зелёные существа, которые в виде недвижных веточек обычно покоились в прозрачной пластмассовой коробке. (17)Один из парней, белозубый и азартный, пшикал раз за разом из флакона с одеколоном внутрь коробки.

— (18)Дай теперь мне, слышь! — требовал другой, настойчиво оттесняя товарища. — (19)3аткни им воздух, перекрой весь кислород!

(20)Я смотрел и молчал, весь ватный от малодушия. (21)3аворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь. (22)Наконец, всё-таки сделав над собой усилие, я выдавил:

— Что вы делаете? (23)3ачем?!

(24)                     Меня не услышали.

(25)                                      Жалость к живому перекрывало малодушное сомнение: зачем препятствовать?

(26)                 Нарываться на насмешки? (27)Идти на конфликт? (28)Не лучше ли уйти из комнаты? (29)Просто выйти? (ЗО)Подумаешь, это же всего-навсего насекомые, даже названия которых я не знаю...

(31)А веточки, очумев от пытки, приплясывали, извивались, вертикально вытягивались, закрывали друг друга, пытались ползти по стеклянным стенкам и соскальзывали. (32)Я боль­ше не мог терпеть это ужасное зрелище и, собрав волю в кулак, бросился на помощь беззащит­ным существам.

—                      (ЗЗ)Эй, вы что?! (34)Это моё! — завопил я и, резко и уверенно растолкав парней, точным движением выхватил у них коробку и бросился в гостиную.

—                      (35)Твоё? (Зб)Как твоё? (37)Стой! — неслось вслед растерянно-злое.

—                      (38)Алёша, смотри! — (39)3адыхаясь от волнения, я подскочил к имениннику. — (40)Их мучают... (41)Как называются? — (42)Я поднял к его лицу коробку. — (43)Одеколоном поливают!

—                      (44)Это палочники, — обронил именинник, скользнув равнодушным взглядом по насе­комым. — (45)Да пускай развлекаются. (46)Всё равно выбросить хотел.

(47)Я не поверил своим ушам. (48)Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь. (49)Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. (50)Правой рукой я заботливо прижи­мал широкий карман полушубка, в котором была коробка с живыми зелёными веточками. (51)Ущербный месяц, казалось, извивался в небе, суетном от снежинок. (52)Радость странной победы кружила мне голову.

(По С.А. Шаргунову*)

* Сергей Александрович Шаргунов (род. в 1980 г.) — российский писатель, журналист, общественный и политический деятель, радио- и телеведущий.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                       Парни без разрешения взяли коробку с насекомыми, а рассказчик считал недопусти­мым брать чужое даже на время.

2)                       Рассказчику было жаль насекомых, которых мучили парни, прыская на них одеколоном.

3)                       Парни столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от коробки с палочни­ками, чтобы рассмотреть получше, что происходит в коробке в результате их жестоких опытов.

4)                       Рассказчик давно хотел иметь таких палочников, чтобы наблюдать за ними в любое время.

5)                       Рассказчик унёс с собой прозрачную пластмассовую коробку с палочниками — зелё­ными существами в виде веточек.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является ме­тафора.

1)                       И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля.

2)                       Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции.

3)                       Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь.

4)                       Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледя­ным рытвинам тёмной дороги.

5)                       Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой!

Ответ:

8. Лексический анализ.

В первом абзаце текста найдите слово со значением «система взглядов, воззрений на при­роду и общество».

Выпишите это слово.

Ответ:

 

Часть 3

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоцио­нальной жизни, движение вашей души».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитиро­вание.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Радость странной победы кружила мне голову».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение слова МАЛОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое мало­душие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, при­ведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4430529

Кто на сайте

Сейчас 111 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ

Ассоциация "Гильдия словесников"