Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ – 2019 ВАРИАНТ 1.

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 18
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) «История государства Российского» — многотомное сочинение Н.М. Карам­зина, повествующее о событиях российской истории начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. (2)Труд писателя не был первой исторической книгой в России, но это произведение благодаря высоким литератур­ным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики. (3)<...> именно «История государства Россий­ского» наибольшим образом способствовала становлению национального самосоз­нания читателей.


  1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)                 «История государства Российского» Н.М. Карамзина не была первой исторической книгой в России, но именно она открыла историю Отечества для широкой образован­ной публики.

2)                 Многотомная «История государства Российского» Н.М. Карамзина, хотя и была не первой исторической книгой в России, но именно она, благодаря ряду преимуществ, послужила становлению национального самосознания.

* 3) Книга Н.М. Карамзина «История государства Российского» повествует о российской истории, но при этом обладает исключительными литературными достоинствами, признанными широкой образованной публикой.

4)                 Становлению национального самосознания способствовал многотомный труд Н.М. Ка­рамзина «История государства Российского», отличающийся научной скрупулёзно­стью и литературными достоинствами, хотя и не являющийся первой исторической книгой в России.

5)                 «История государства Российского», которая рассказывает о событиях начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени, не являлась первой исторической книгой в России.

Ответ

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ДОСТОИНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведён­ном фрагменте словарной статьи.

ДОСТОИНСТВО, -а, ср.

1)                  Положительное качество. В спектакле много достоинств.

2)                  Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё д. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоин­ства.

3)                  Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 ты­сяч рублей.

4)                  То же, что титул (в 1-м знач.) (устар.). Графское д.

Ответ:

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пролилА

(птица) ловкА

жалюзИ

оптОвый

опломбИровать

Ответ:

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по­добранное слово.

Таков был боярин Матвей, верный слуга ЦАРСТВЕННЫЙ, верный друг человечества. Наталья смотрела на движение руки его во время рисования и дивилась, как он мог од­ними чертами пера своего ПРЕДСТАВЛЯТЬ разные виды.

В Александровскую Слободу стремились взоры и сердца сынов Отечества; туда шли и воины, толпами и порознь, КОННЫЕ и пешие.

Отец Леонов был русский КОРЕННОЙ дворянин, израненный отставной капитан, чело­век лет в пятьдесят.

Мраморный образ Вадимов был увенчан ИСКУССТВЕННЫМИ лаврами; на щите его вы­резано имя Мирослава.

Ответ:

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив липшее слово. Выпишите это слово.

Н.М. Карамзин выступал с новой инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности К.М. Сухоруко­ву (Минину) и князю Д.М. Пожарскому на Красной площади.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправь­те ошибку и запишите слово правильно.

пять ЛИМОНОВ

новые АДРЕСА

смотрел ВЕСЕЛЕЕ

быть с НИМИ

ПЛЕСКАЕТСЯ в реке

Ответ:

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное построение предложения с деепричастным обо­ротом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное употребление па­дежной формы существительно­го с предлогом

Д) нарушение в построении пред­ложения с причастным оборотом

1) По возвращении Н.М. Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве журна­листа.

2) «Рыцарь нашего времени» — неоконченный роман Н.М. Карамзина, опубликованного в 1802^-1803 годах.

3) Название и мотивы карамзинского произведе­ния «Рыцарь нашего времени» отразились на романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермон­това.

4) Отказавшись от церковнославянской лексики и грамматики, в произведениях Н.М. Карам­зина использовались обиходные слова, а в ка­честве образца грамматики — французский язык.

5) Робкое ожидание, страх и надежда волнует сердца новгородцев, и только одна Марфа твер­да душою.

6) Те, кто едет не на почтовых лошадях, должны останавливаться в постоялых дворах.

7) Выехав из Данцига, смотрел я на море, которое синелось на правой стороне.

8) В Москве Н.М. Карамзин знакомился с литера­торами, участвовал в издании журнала «Дет­ского чтения для сердца и разума».

9) Помимо прозы и стихов «Московский журнал» систематически публиковал рецензии о произ­ведениях, критические статьи и театральные разборы.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. .


1)                 Р.. стислав, прим.. рить (друзей), обж.. гать

2)                  сочетание, вым.жший, уп..раться

3)                  раст..рание, г..ревать, попл..вок

4)                  скл.-нился, выр..щу, излагать

5)                  бл..стать, занимать, з..ря

10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)                  пр..крыл, прекратил, пр..славный

2)                  о..дать, по..точить, о..ставить

3)                  сверх..дея, вы..скать, постимпрессионизм

4)                  з..брать, п..резать, н..вес

5)                  (работа) бе..аварийна, ра..дача, бе..законный

Ответ:

 

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)                  эмал..вый, гуттаперч..вый                              4) собач..нка, ноч..вка

2)                  издавн.., бревенчатый                                     5) перебеж..ик, кровель..ик

3)                  оспаривать, танц..вать

Ответ:

 

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)                  засе..л, обид..вший                                          4) гоня..шь, прожар..нный

2)                  разве..нный, бор..щийся                                 5) закле..в, пропол..шь

3)                  алч. .щий, (они) хлопоч. .т

Ответ:

 

13.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Молодой человек (НЕ)ХОТЕЛ удерживать её, может быть, для того, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались.

Супруг (НЕ) ДО Л ЖЕН ничего скрывать от супруги своей.

(НЕ)ТЕРЯЯ надежды усовестить изменников, Василий писал к жителям соседних городов. Видя, что Смоленск надобно взять (НЕ)КРАСНОРЕЧИЕМ, а силою, Король велел громить стены пушками.

Они принуждены были отдать свою землю внаём, и за весьма (НЕ)БОЛЫПИЕ деньги.

Ответ:

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Свет воссиял в душе её, КАК(БУДТО) бы пробуждённой, но ещё не пришедшей в себя по­сле сновидений, волновавших её (В)ТЕЧЕНИЕ ночи.

В ТО(ЖЕ) мгновение от рядов отделился молодой воин й бросился на неприятелей; враги, (НЕ)ВЗИРАЯ на великое число своё, скоро рассеялись.

Русская публика, привыкшая к развязкам (В)ВИДЕ свадеб, (В)ПЕРВЫЕ в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

Я иду только с пером (В)СЛЕД за судьбою и описываю, что творит она (ПО)СВОЕМУ все­могуществу.

Я приехал туда весь мокрый; (НА)СИЛУ мог найти купить две рогожи, ЧТО(БЫ) сколь­ко-нибудь закрыться от дождя.

Ответ:

 

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Если всякого Венценосца избра(1)ого судят с большею строгостью, нежели Венценосца наследстве(2)ого, если от первого требуют обыкнове(3)о качеств редких, то какие досто­инства сужде(4)о иметь новому Самодержцу России, возведё(5)ому на трои вснедствие измен и злодейств?

Ответ:

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)                 Боярская дочь не хотела ни пить ни есть перестала спать и насилу ходить могла.

2)                 Вздохи и слёзы облегчили стеснённую грудь несчастного родителя и чувство гнева в сердце его уступило место нежной горести.

3)                 Боярин Матвей поднял голову посмотрел на Алексея подал ему дрожащую руку свою.

4)                  От древних до новейших времён России никто из подданных не заслуживал ни такой любви в жизни ни такой горести и чести в могиле!

5)                  Тут есть живопись и антитезы и приятная игра слов.

 

 

 

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старушка приняла сие предложение (1) не подозревая в нём никакого худого намере­ния (2) и уверяла незнакомца, что полотно (3) вытканное Лизой (4) и чулки (5) вывязан­ные Лизой (6) бывают отменно хороши.

Ответ:

 

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вчера (1) милые друзья мои (2) приехал я во Франкфурт. Почти на каждой станции над­лежало мне ночевать или (3) по крайней мере (4) стоять по нескольку часов. Дороги везде прескверные, так что надобно ехать всё шагом, и (5) даже (6) самые улицы в маленьких городках и местечках так дурны, что (7) с трудом (8) проехать можно.

Ответ:

19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1789—1790 годы Н.М. Карамзин совершил путешествие в Европу (1)-в ходе (2) которого (3) посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге (4) побывал в Париже во время Великой французской революции.

Ответ:

 

20.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наталья взяла письмо (1) и (2) хотя не умела читать (3) однако ж смотрела на него (4) и слёзы лились из глаз её.

Ответ:

 

21.  Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Поедете в Ульяновск — загляните в сквер Н.М. Карамзина. (2)В центре сквера уста­новлен памятник Николаю Михайловичу Карамзину — писателю и историку.

(3)                 Памятник создан в стиле классицизма: на пьедестале находится величественная му­за истории Клио, которая правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» — главного труда Карамзина, а в левой руке дер­жит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

(4)                 В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст великого деятеля Рос­сии. (5)Два горельефа: Карамзин, читающий отрывок из своей «Истории» Александру 1, и Николай Михайлович, запечатлённый на смертном одре в окружении своего семей­ства —- украшают пьедестал. (6)Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала — 4,97 метра.

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)                 С отменным удовольствием подъезжал я к Цюриху; с отменным удовольствием смот­рел на его приятное местоположение, на ясное небо, на весёлые окрестности, на светлое, зер­кальное озеро и на красные его берега.

(2)                 Мы приехали сюда в десять часов утра. (3)В трактире под вывеской «Ворона» отвели нам большую светлую комнату. (4)Обширное Цюрихское озеро разливается у нас перед глаза­ми, и почти под самыми нашими окнами вытекает из него река Лиммата, которой шумное и быстрое стремление приятным образом отличается от тихой зыби вод его. (5)Прямо против нас, за озером, стоят высокие горы в утёс. (б)Далее, в сторону, видны другие высочайшие и снегом покрытые горы, составляющие для меня совершенно новое зрелище. (7)И всё это могу видеть вдруг, сидя под окном в своей комнате.

(8)После я пошёл в гости к знаменитому писателю Лафатеру. (9)Вошедши в сени, я по­звонил в колокольчик, и через минуту показался сухой, высокий, бледный человек, в котором мне нетрудно было узнать Лафатера. (10)Он ввёл меня в свой кабинет. (11)Услышав, что я москвитянин, который выманил у него несколько писем, Лафатер поцеловался со мною, поздравил меня с приездом в Цюрих, задал мне два или три вопроса о моём путешествии и сказал: «Приходите ко мне в шесть часов; теперь я ещё не кончил своего дела. (12)Или ос­таньтесь в моём кабинете, где можете читать и рассматривать, что вам угодно. (13)Будьте здесь как дома».

(14)Тут он показал мне в своём шкафу несколько фолиантов с надписью: «Физиогномиче­ский кабинет», и ушёл. (15)Я постоял, подумал, сел и начал разбирать физиогномические ри­сунки. (16)Между тем признаюсь вам, друзья мои, что оказанный мне приём оставил во мне не совсем приятные впечатления. (17)Ужели я надеялся, что со мною обойдутся дружелюбнее и, услышав моё имя, окажут более ласкового удивления? (18)Но на чём же основывалась такая надежда? (19)Друзья мои! (20)Не требуйте от меня ответа, или вы приведёте меня в краску. (21)Улыбнитесь про себя на счёт ветреного, безрассудного самолюбия человеческого и предайте забвению слабость вашего друга.

(22)Лафатер раза три приходил опять в кабинет, запрещал мне вставать со стула, брал книгу или бумагу и опять уходил назад. (23)Наконец вошёл он с весёлым видом, взял меня за руку и повёл к цюрихским учёным. (24)Неболыпой человек с проницательным взором, у кото­рого Лафатер пожал руку сильнее, нежели у других, обратил на себя моё внимание. (25)Это был издатель Пфенингер. (26)Вы знаете, друзья мои, что я ещё и в Москве любил заниматься рас­сматриванием лиц человеческих, искать сходства там, где другие его не находили. (27)А те­перь, будучи обвеян воздухом того города, который можно назвать колыбелью новой физиог­номики, теперь и вы бойтесь мне на глаза показаться!

(28)Честные швейцары курили табак и пили чай. (29)Я был слушателем в беседе цюрих­ских учёных и, к великому своему сожалению, не понимал всего, что говорено было, потому что здесь говорят самым нечистым немецким языком.

(ЗО)Через час Лафатер взял шляпу, и я пошёл с ним вместе. (31)Он проводил меня до трактира и простился со мною до завтрашнего дня. (32)Вы, конечно, не потребуете от меня, чтобы я в самый первый день личного моего знакомства с Лафатером описал вам душу и сердце его. (ЗЗ)На сей раз могу сказать единственно то, что он имеет весьма почтенную на­ружность: прямой и стройный стан, гордую осанку, продолговатое бледное лицо, острые глаза и важную мину. (34)Все его движения живы и скоры; всякое слово говорит он с жаром. (35)В тоне его есть нечто учительское или повелительное, происшедшее, конечно, от навыка говорить проповеди, но смягчаемое видом непритворной искренности и чистосер­дечия.

(З6)Пришедши в свою комнату, почувствовал я великую грусть и, чтобы не дать ей уси­литься в моём сердце, сел писать к вам, любезные, милые друзья мои! (37)Для того чтобы уз­нать всю привязанность нашу к отечеству, надобно из него выехать; чтобы узнать всю любовь нашу к друзьям, надобно с ними расстаться. (38)Какая приятная, тихая мелодия нежно потря­сает нервы моего слуха! (39)Я слышу пение; оно несётся из окон соседнего дома. (40)Это голос юноши — и вот слова песни: «Отечество моё! (41)Любовию к тебе горит вся кровь моя; для поль­зы твоей готов её пролить; умру твоим нежнейшим сыном...» (42)Голос умолк; тишина ночи царствует в городе. (43)Простите, друзья мои!

(По Н.М. Карамзину*)

* Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — историк, крупнейший русский лите­ратор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном».

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Из окна своей комнаты герой-рассказчик видел Цюрихское озеро, высокие горы в утёс, а также горы, покрытые снегом.

2) Писатель Лафатер очень радушно встретил москвитянина, который выманил у него несколько писем.

3) Герой-рассказчик слушал беседы цюрихских учёных, но, так как разговор вёлся на нечистом немецком языке, он не всё понимал.

4) В тоне героя-рассказчика слышалось нечто учительское или повелительное, что сви­детельствовало о навыке говорить проповеди.

5) Когда человек находится в разлуке с отечеством, он понимает, насколько он привязан к нему.

Ответ:

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4-6 представлено описание.

2) В предложениях 14-16 представлено повествование с элементами рассуждения.

3) В предложении 20 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 18.

4) Предложение 27 противопоставлено по содержанию предложению 26.

5) В предложениях 36-37 представлено рассуждение.

Ответ:

 

24. Из предложений 11-13 выпишите фразеологизм.

Ответ:

 

25. Среди предложений 6-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, относительного местоимения и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

26. «Чтобы придать рассказу достоверность, Н.М. Карамзин использует такой приём — (А) _____(предложения 11-13, 40-41). Привлекая читателей к размышлению, автор ис­пользует такие синтаксические средства, как (Б) ____(предложения 16,19, 26, 36, 43), а также (В) _______ (предложения 29, 32, 35). Отношение героя-рассказчика к родине помо­гает передать такой троп, как (Г) _____(«любовию к тебе горит вся кровь моя» в предложении 41)».

Список терминов:

1)                 восклицательные предложения

2)                  эпитет

3)                  антитеза

4)                  обращения

5)                  метафора

6)                  вводные конструкции

7)                  цитирование

8)                  вопросительные предложения

9)                  сравнение

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понима­ния проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значе­ние каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции ав­тора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

 

 

 

 

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2019 Вариант 1.docx)ЕГЭ-2019 Вариант 1.docx[ ]50 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3723315

Кто на сайте

Сейчас 39 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru