Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 36 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно на­писали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну со­баку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до не­приличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улю­люканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)Зовут Гром, глянет — так дрожь до самых пя­ток пробирает.

(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?

(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших ме­стах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а те­лёнок в самой дальней клети был закрыт — не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз — и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж му­жики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задо­хнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.

(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом быв­шие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «пора­жать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)0ни лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

(По М. Лоскутову)*

* Лоскутов Михаил Петрович (1906—1940) — писатель и публицист, рабо­тал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художествен­ность.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему о собаке по кличке Борожай "до сих пор рассказывают в наших местах"?»

1)    Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.

2)    Где это видано: собака играет с цыплятами?! Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

3)    Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат.

4)    А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз — и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма... Какая ещё собака в огонь полезет?!

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразе­ологизм.

1)   Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2)   А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3)    Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4)    Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

 

4. Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором написание приставки определя­ется её значением — «неполнота действия».

5. Из предложений 18-29 выпишите слово, в котором правописание суффикса опре­деляется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

 

6. Замените просторечное слово «драпать» из предложения 9 стилистически нейтраль­ным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «дощатый сарай», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматические основы предложения 31.

 

9. Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Сейчас я понимаю,(1) что это был пёс-чудак. Странный,(2) необычный и, (3)можно сказать,(4) выдающийся.           .

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью.

Сейчас я понимаю,(1) что это был пёс-чудак. Странный,(2) необычный и,(3)можно сказать,(4) выдающийся. Если бы он родился человеком,(5) то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». Но тогда,(6) в детстве,(7) его несуразные выходки,(8) наивная ребячливость,(9) несовместимая с грозным званием сторожевого пса,(10) сентименталь­ность меня порою доводили до бешенства.

 

13. Среди предложений 5—12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 23—26 найдите сложные предложения с бессоюзной и союз­ной сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

 

Часть 3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-автор­скую особенность оформления текста». Аргументируя свой ответ, приведите 2 при­мера из прочитанного текста.

 

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии "Жизнь замечательных людей"». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

 

15.3. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Природа — это...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жиз­ненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3314507

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru