Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 25 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.

—           (2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!

(5)          Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, ког­да я был готов, мы двинулись в путь.

(6)          По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк — обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли...

—           (9)Не беда, — успокоил меня отец. — Не за тем идём...

(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (И)Миновали железно­дорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубе­ющему вдали лесу.

(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги засты­ли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание... (15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.

—           (16)Кто-то проснулся? — спросил я.

—           (17)Тетерев-косач, — ответил отец.

(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.

(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы.

—          (23)3наешь, — сказал отец, — это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник!

—          (25)Какой?

—          (26)Весенний... (27)Конец зимнему царству...

(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.

—          (29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (ЗО)Музыка — лес­ная капель. (31)А слова какие!

(32)Тут он подбоченился, охнул... да и запел вполголоса:

—           (ЗЗ)Куплю балахон, продам шубу...

(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...

(По А. Баркову)*

* Барков Александр Сергеевич (род. 1935 г.) — известный писатель, автор книг для детей.

 

2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования от­вета на вопрос: «Почему отец рассказчика назвал песню тетерева лучшей?»

1) 20-21                             2) 23-27                             3) 28-29                             4) 32-34

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является мета­фора.

1)   У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2)    Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3)   По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4)    Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

 

4. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание приставки не опре­деляется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишет­ся 3, а перед глухими согласными — С».

 

5. Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса опре­деляется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с осно­вой на Н, пишется НН».

 

6. Замените разговорное слово «живо» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «зимнее царство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

 

9. Среди предложений 28-32 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

— Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь,1 соня. На тетеревиный ток опоздаем!

Я с трудом очнулся от дрёмы,2 наскоро умылся,3 выпил кружку моло­ка,4 и,5 когда я был готов,6 мы двинулись в путь. По рыхлому снегу ступали наугад,7 то и дело проваливаясь в колдобины.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки,1 важно прохаживались по веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы,2 вздувала шею,3 вскидывала краснобровую голову,4 распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди,5 с расстановкой вторили другие птицы.

— Знаешь,6 — сказал отец,7 — это лучшая песня. Послушаешь её,8 и весь месяц на душе праздник!

 

13. Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите но­мер этого предложения.

 

14. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчи­нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писа­теля и публициста Н.Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логиче­ские отношения между словами...». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г. Черны­шевского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой те­зис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вложения
Download this file (Вариант 25 ОГЭ-2015.docx)Вариант 25 ОГЭ-2015.docx[ ]24 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3149223

Кто на сайте

Сейчас 218 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru