Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 24 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в дерев­не рябинами. (2)0дну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной до­роги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из пи­томника.

(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (6)Одной осе­нью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.

(7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (10)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останет­ся. (12)Нет, не прилетели.

(13)   В   следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросший­ся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на дерев­ца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.

(14)    Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила при­хотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают — сохранило деревце в жилах своих сок та­ёжный.

(17)А вокруг рябины цветы растут — медуница-веснянка. (18)После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по ого­роду: на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

(21) Тётка моя невоздержанна на слово была: взялась полоть в огороде и ну от­чаянно бранить медуницу с календулой, да и я — доблестный хозяин — к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.

(22) Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто, скорбная земля по­крыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то ис­пуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

(23) Поскучнел            мой огород, впору его уж участком назвать. (24)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно си­неющую некрупными цветами медуничку. (25)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.

(26)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по все­му огороду широко и привольно. (27)Но календулы, уголёчков этих радостных, ни­где нет... (28)Пробовал сажать — одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(29)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

(По В. Астафьеву)*

*           Свиристель — небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.

*            Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) — русский прозаик, один из не­многих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы — во­енная и деревенская.

 

Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

 

2. В каком варианте ответа, по мнению автора, содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дикая рябинка хорошо росла и плодо­носила, а цветы в огороде исчезли?»

1)   Потому что рябинку-дичку пересаживали, а цветы нет.

2)    Потому что у растений есть душа, и грубости они не терпят.

3)    Потому что цветы были однолетними растениями.

4)    Потому что рассказчик попросил прощения у цветов, а у рябинки-дички нет.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олице­творение.

1)   Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.

2)   И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.

3)   Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.

4)   Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

4. Из предложений 7-12 выпишите слово, в котором правописание приставки опреде­ляется её значением — «приближение».

5. Из предложений 21-24 выпишите слово, в котором правописание суффикса опреде­ляется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме».

6. Замените устаревшее слово «ныне» в предложении 26 стилистически нейтральным     синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «бетонная дорога», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27. Ответ:        .

9. Среди предложений 26-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения..

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Минут за десять/1* наверное/2* хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку/3* а на те/4* что ря­дом росли/5* даже и не присели.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью.

В следующие осени/1* коли случалось свиристелям залетать в мой разрос­шийся по огороду лес/2* они уж привычно рассаживались на рябинке-дич­ке/3* а на деревца/4) привезённые из питомника/5* так ни разу и не поза­рились.

13. Среди предложений 7-12 найдите сложноподчинённое предложение с последова­тельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 17-21 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной

сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения

 

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изо­бражает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Ар­гументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала тек­ста: «Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, пре­жде чем оскорбить растение и благодать всякую». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитиро­вание. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и проком­ментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами опре­деление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтвержда­ющих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный ис­ходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Вложения
Download this file (Вариант 24 ОГЭ-2015.docx)Вариант 24 ОГЭ-2015.docx[ ]28 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3149132

Кто на сайте

Сейчас 74 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru