Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 22 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)0днажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст: в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.

(6)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, был я молод и находился в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.

—     (11)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, — ре­шил я.

(12)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.

—  (13)Ага! — заорал он. — (14)Иностранец! (15)Тебе нужно поучиться японским манерам! (16)Сейчас я проучу тебя! — (17)Он приготовился наброситься на меня.

(18)3а какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крик­нул: «Эй!». (19)Мы уставились на маленького пожилого японца. (20)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентльмен сидел в своём безукоризненно чи­стом кимоно*. (21)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучи­лось навстречу работяге, словно у него был какой-то очень важный секрет, кото­рым он собирался, видимо, с ним поделиться.

—     (22)Иди-ка сюда, — обратился старик к забияке и помахал ему рукой. — (23)Иди сюда и поговори со мной.

(24)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

—  (25)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

(26)Старик продолжал лучезарно улыбаться.

—     (27)Ты едешь домой? — спросил он, и его глаза засветились любопытством.

—     (28)Тебя это не касается! — прорычал тот в ответ.

—  (29)0, это прекрасно, — ответил старик. — (30)Каждый вечер мы с женой (ей семьдесят шесть) идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (31)Мы на­блюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (32)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспоко­ится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (33)Однако наше дерево пере­несло всё даже лучше, чем я ожидал. (34)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь! — (35)Он взгля­нул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

(36)Когда мужчина вслушался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались.

—     (37)Да, — сказал он. — (38)Я тоже люблю хурму... — (39)Его голос стих.

(40)Понимаю, — сказал старик, — и я уверен, что у тебя прекрасная жена.

—  (41)Нет, ответил трудяга. — (42)Моя жена умерла. — (43)Тихо покачива­ясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. — (44)У меня нет жены, у меня нет дома, у меня нет работы. (45)Мне так горько и стыдно за себя, — по его щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу.

—  (46)Да, — говорил старик, — ты действительно оказался в тяжёлом положе­нии. (47)Присядь сюда и расскажи мне всё.

(48)Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (49)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами.

(По Т. Добсону)*

*          Кимоно — традиционная мужская и женская одежда японцев.

*          Добсон Терри (1937-1992) — американский специалист-практик айкидо, на­писал несколько книг, посвященных этому искусству.

Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. Какой вариант ответа является продолжением утверждения: «Старику японцу уда­лось успокоить грубияна, потому что...»?

1)   он заговорил с ним

2)   он поделился с этим человеком каким-то секретом

3)   оказалось, что оба они любят хурму

4)   он проявил чуткость и сострадание к этому человеку

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является мета­фора.

1)   Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

2)   Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

3)   Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать.

4)   Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк

4. Из предложений 1-17 выпишите слово, в котором правописание приставки опреде­ляется её значением — «расположение вблизи».

5. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса опреде­ляется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пи­шется Н».

6. Замените разговорное выражение «с какой стати» в предложении 25 стилистиче­ски нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «деревянная скамейка», построенное на основе согласова­ния, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получивше­еся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 25. Ответ:          .

9. Среди предложений 6-10 найдите предложение с обособленным приложением. На­пишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Он не обратил никакого внимания на меня/1* но его лицо лучилось на­встречу работяге/2* словно у него был какой-то очень важный секрет/3* которым он собирался/4* видимо/5* с ним поделиться.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного пред­ложения, связанными сочинительной связью. Поезд тронулся/1* и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. Я почувствовал/2* что люди в опасности/3* и встал. Тогда/4* двадцать лет назад/5* был я молод и находился в хорошей спортивной форме.

13. Среди предложений 11-18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднород­ным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложе­ния.

14. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он го­ворит». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.С. Лиха­чёва.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, под­тверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанно­го текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вложения
Download this file (Вариант 22 ОГЭ-2015.docx)Вариант 22 ОГЭ-2015.docx[ ]28 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3263712

Кто на сайте

Сейчас 53 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru