Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 13 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. (2)0тец его не удосужился позаботиться о серьёзной подготовке сына и мало обра­щал внимания на воспитание мальчика. (3)Только природные дарования и неуто­лимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. (4)Даже самоучкой он сумел при­обрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворя­нам его круга.

(5)Отец не хотел, чтобы Александр стал военным, тем более что ребёнок не от­личался ни здоровьем, ни хорошим сложением. (б)Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! (7)Но дело в том, что у отца была неплохая библи­отека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полко­водцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. (8)Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашёл в этих книгах богатую пищу для своего ума. (9)Он перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохра­нял в памяти крупицы полезных сведений.

(10)Детское воображение Александра было поражено картиной военных подви­гов. (11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал го­товить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовос­питания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого пла­тья, скакал верхом под проливным дождём. (15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения воен­ных книг. (16)Но это, напротив, только способствовало ещё большему самоуглубле­нию Александра, усилению его природной замкнутости и заставило его ещё силь­нее пристраститься к избранному им поприщу.

(17) Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать на­меченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.

(18) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Пе­тра Великого». (19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику.

(20) Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию — разы­грывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. (21)Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (22)Вскоре он заме­тил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактиче­ских сложностях манёвра. (23)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои советы.

(24) Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.

(25) 3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. (26)Он вернулся к Васи­лию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра ре­шён им самим, и притом вполне правильно.

(27)Александру было дано согласие на военную карьеру. (28)В следующем году отец записал его в гвардию. (29)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.

(По К. Осипову)*

* Осипов К. (Купермай Осип Миронович) (1900-1955) — писатель, один из первых исследователей жизни великого русского полководца — генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Александр Суворов решил выбрать военную карьеру?»

1)  Отец уделял много внимания воспитанию мальчика и прочил ему военную карьеру.

2)  Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов.

3)   На военной карьере настаивал генерал Ганнибал, старый приятель Василия Ивановича Суворова.

4)   Александр был физически крепким ребёнком и умел скакать верхом.

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразе­ологизм.

1)  Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.

2)   Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».

3)   Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.

4)   С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.

 

4. Из предложений 16-21 выпишите слово, в котором правописание приставки опре­деляется её  значением — «неполнота действия»

 

5.Из предложений 10-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса опреде­ляется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существи­тельного с помощью суффикса -ЕНН-».

 

6. Замените книжное слово «скудный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «дворянский род», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

 

9. Среди предложений 10-16 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Домашние удивлялись странности ребёнка,(1) отец между делом читал ему нотации,(2) пытался отвлечь от чтения военных книг. Но это,(3) на­против,(4) только способствовало ещё большему самоуглублению Алексан­дра,(5) усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите циф­рой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью.

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,(1) к его отцу приехал при­ятель,(2) генерал Ганнибал,(3) которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,(4) и,(5) заинтересовавшись,(6) гость прошёл к мальчику.

 

13. Среди предложений 11-14 найдите сложноподчинённое предложение с последова­тельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 20-24 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.И. Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значени­ем, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

 

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложе­ния №11: «С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити­рование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный ис­ходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вложения
Download this file (Вариант 13 ОГЭ-2015.docx)Вариант 13 ОГЭ-2015.docx[ ]29 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3361225

Кто на сайте

Сейчас 21 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru