Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Что мы знаем о русском языке (8 класс)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (8 КЛАСС)

(методическая разработка)

 

Тема урока: «Что мы знаем о русском языке» (8 класс)

Тип урока:  смешанный

Модель урока: перевернутый класс

Содержательная цель: формирование системы понятий.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Задачи урока:

1) Выстроить систему понятий, изученных на уроке и дома.

2) Найти причины того, почему мы не всегда понимаем речь, звучащую, казалось бы, на русском языке.

3) Познакомиться с особенностями говоров Вологодской области.

Личностные результаты: понимание языка, литературы и культуры как основных национально-культурных ценностей российского общества.

 

Предварительное домашнее задание: (для формирования ИКТ-компетентности обучающихся возможно выполнение в Google документах, открытых для совместного доступа. Доступ обеспечивает руководитель группы. На странице прописываются состав группы, задачи группы, план рассказа и др. по заданию)

1 группа

Задание:

Просмотреть видео «Восточные славяне. Образование древнерусского государства». Составить список ключевых слов и  план рассказа, отвечающего на вопрос: как знание истории образования Древнерусского государства помогает нам объяснить родство русского, украинского и белорусского языков. Подготовить рассказ по данному плану и ключевым словам.

2 группа

Задание:

Посмотреть презентацию на тему «Русский язык в семье славянских языков».

Выполнить задания:

1. Составьте план рассказа о старославянском языке. Подготовьте рассказ по плану.

2. К данным старославянизмам подберите  соответствующие русские слова:

Прах –                       Глава-           Нрав –                       Елень –

Невежда –               Чуждый –     Страна –                  Краткий –

Врата -

3. Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, какие из данных языков являются родственными и почему.

 

3 группа

Задание:

Опираясь на рисунок «Карта диалектов», подумайте, какую информацию вам надо найти, чтобы составить рассказ на данную тему. Найдите необходимую информацию. Выпишите определения понятий наречие, диалект, говор. Составьте план рассказа. Подготовьте рассказ по плану.

 

Примечание: члены групп по желанию могут получить дополнительные отметки, во внеурочное время рассказав учителю подготовленный рассказ по плану.

Сценарий урока.

Этап 1 (мотивационный).

Обучающиеся слушают и смотрят фрагмент видеозаписи (Сказка «Репка» на украинском языке). Можно предложить и печатный текст сказки.

Этап 2 (целеполагание)

- Какие вопросы при слушании у вас возникли? Попробуем сформулировать задачу сегодняшнего урока в виде вопроса (почему мы не всегда понимаем речь, звучащую, казалось бы, на русском языке?)

Этап 3 (актуализация знаний и их применение).

- Итак, сегодня мы будем разбираться, казалось бы, с русским языком. Работу эту вы начали еще дома. У каждой из 3 групп были свои задания. Проверим их выполнение.

3.1.

-Перед вами в виде графического изображения представлена картина образования, в том числе, и русского языка. Вторая группа, опираясь на схему и домашнее задание, расскажите нам, какое место занимает русский язык в семье славянских языков.

 

- Получается, что общим языком славян до 5 века н.э. являлся праславянский язык. О чем говорит приставка пра- ? Подберите похожие слова.

 

- А что мы можем сказать по поводу этой таблицы? Вторая группа, вы проверяете и дополняете ответы членов других групп.

 

- Обобщим сказанное: сформулируйте и запишите ответ на вопрос: «Чем объясняется схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков?» (ребята записывают ответ в Листе контроля).

- Вторая группа, представьте правильный ответ на вопрос. Обратите, пожалуйста, внимание на пунктуационное оформление предложения.

- Одно из заданий у второй группы звучало так:

Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, какие из данных языков являются родственными и почему.

1. Я оставил Пугачева и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу. В крепости все было спокойно и темно.

(А.Пушкин. Капитанская дочка)

2. Мин Пугачев яныннан урамга чыктым. Тqн тыныч hэм салкым иде. Ай белэн йолдызлар, яп-якты булып янып, мэйданны hэм дар агачаларын яктырталар. Крепстьта тыныч hэм карангы.  (Перевод А.Шамова)

3. Аз оставих Пугачов и излязох на улицата. Нощта беше тиха и мразовита. Месецът и звездите светяха силно и осветяваха площада и бесилката. Навсекъде в крепостта беше спокойно и тъмно. (Перевод С.Андреева)

 

- Так какие из этих текстов написаны на родственных языках? Может, смогут ответить ребята из других групп? Что  добавят ребята из второй группы, работающие над этим заданием? (Родственные языки представлены в 1 и 3 текстах, потому что в них есть схожие слова и по звучанию, и по грамматическим признакам, и по значению. Например, слова оставил -оставих, тихая - тиха, морозная - мразовита, месяц-месецьт и т.д. Эти слова похожи по звучанию, у них одинаковые грам. признаки (гл. оставил, прил. морозная, сущ. месяц), лексическое значение слов тоже одинаковое.

Язык, представленный во 2 тексте, не является родственным другим, так как нет сходства  даже на фонетическом уровне).

 

3.2.

- Восточнославянский язык называют также древнерусским. Почему? Кто, кроме 1 группы, сможет ответить? (ответы ребят). Первая группа, поправляйте, добавляйте.

- Итак, русский, украинский и белорусский языки являются родственными, потому что …  Продолжите фразу в Листе контроля.

- Первая группа, представьте для сравнения свой вариант ответа.

 

- На этой схеме не отражено еще одно понятие – старославянский язык. Почему? Отвечает вторая группа (это первый письменный язык, на Руси появился вместе с христианством в 11 веке, и вплоть до 17 века существовали два языка: древнерусский и старославянский).

 

- Какие русские слова соответствуют данным старославянизмам:

Прах –                       Глава-                         Нрав –                       Елень –

Невежда –               Чуждый –                   Страна –                  Краткий –

Врата –

(Порох, голова, норов, олень, невежа, чужой, сторона, короткий, ворота)

- Все ли соответствующие русские слова  совпадают со старославянскими по значению? (невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек., невежда - малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Это паронимы. Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением).

 

- Закрепим услышанное. Задание 3 в Листе контроля.  Соедините стрелочками термины и их определения.

Праславянский

(общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием
Восточнославянский (древнерусский) язык Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)
Старославянский язык Язык восточных славян Киевской Руси VI–XVII вв.

 

- В сущности, мы готовы с вами озвучить 1 причину того, почему мы не всегда понимаем русский язык. Почему? (возможно, это один из родственных языков, а не русский).

3.3.

- Попробуем определить еще одну причину. Посмотрим еще одну видеозапись.

(сказка «Морозко», записанная в Кич-Городецком районе Вологодской области, в пересказе студентки Вологодского университета Кати Куваевой).

- Вы, конечно, знаете эту сказку. О чем в ней говорится?  И эта сказка звучит вроде на русском языке, а не совсем понятно. Почему? В этом нам поможет разобраться третья группа.

3.4.

- Третья группа, расскажите, что отражено на карте диалектов, данной вам для работы.

 

- Таким образом, какое наречие характерно для Вологодской области? (северное). Интересно отметить, что даже в разных районах Вологодской области есть свои отличия. Об этом мы можем узнать в книге «Культура Вологодского края». Давайте почитаем об этом (стр. 168 - 169).

- Думаю, что, наверно, кто-то из вас запутался в трех терминах: наречие, диалект, говор. Третья группа, помогите нам в них разобраться..

 

НАРЕЧИЕ - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами.

ДИАЛЕКТ — (от греч. dialektos – говор, наречие). Разновидность общенародного языка, определяемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальный диалект), социальной (социальный диалект), профессиональной (профессиональный диалект) общностью (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГОВОР — разновидность языка, используемая жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских населенных пунктов и обладающая некоторыми специфическими чертами на разных уровнях языковой структуры (Большой Энциклопедический словарь).

3.5.

- А теперь проведем небольшое исследование. Вам в группах нужно будет определить, какие особенности вологодских говоров проявились в лирической песне «Летавши по воле». Записана она была в Никольском районе в деревне Калинино в 1969 году. Сначала прослушаем песню. Затем, воспользовавшись материалами страниц 169-170 из книги «Культура Вологодской области» и текстом песни, вы проведете это исследование.

 

- Что выяснили? Не показалась ли вам эта песня знакомой? (похожа на стихотворение А.Пушкина «Узник»). Предлагаю кому-нибудь взять эти тексты («Летавши по воле» и «Узник» А.Пушкина) для годовой исследовательской работы.

 

- Итак, мы определили две причины, почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке. Назовите первую выявленную нами причину (текст может быть на языке, родственном русскому). Сформулируйте вторую причину (текст звучит на одном из русских диалектов).

Запишите ответ на вопрос «Почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке?» в Листе контроля, используя вводные слова.

- Сравните свой ответ с ответом на слайде (Нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке, потому что, во-первых, текст может быть на языке, родственном русскому; во-вторых, текст может звучать на одном из русских диалектов).

 

Этап 4 (рефлексивный).

- Оцените свою работу на уроке и дома и работу членов вашей группы (задание 5 в Листе контроля). Руководители группы, оцените работу вашей группы в целом и обоснуйте свою оценку.

Закончить урок можно прослушиванием и просмотром видеозаписи песни Б.Гребенщикова «Вороника на крыльце», с предложением проанализировать текст этой песни и ее художественное оформление автором ролика в ходе годовой исследовательской работы.

 

Домашнее задание (на выбор):

1) Вологодские говоры в  лирической песне «Летавши по воле» (письменное оформление исследования, проведенного в классе)

2) Письменное оформление любого фрагмента сказки «Морозко», записанной в Кич-Городецком районе Вологодской области, в пересказе студентки Вологодского университета Кати Куваевой.

3) Упр. 1, 4(1) из учебника для 8 класса «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской.

4) Сочинение-рассуждение «Зачем необходимо сохранять  и изучать говоры?» (объем - не менее 2 страниц)

 

 

Приложение 1.

Лист контроля

___________________________________________________

Ф.И. ученика

 

Задание 1. Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: «Чем объясняется схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков?»

__________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Продолжите фразу:

Русский, украинский и белорусский языки являются родственными, потому что …

__________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Соедините стрелочками термины и их определения.

 

Праславянский

(общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием

Восточнославянский (древнерусский) язык

Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)

Старославянский язык

Язык восточных славян Киевской Руси VI–XVII вв.

 

Задание 4. Запишите ответ на вопрос «Почему нам не всегда понятны тексты, казалось бы, звучащие на русском языке?»

_______________________________________________________________________________

Задание 5.

Оцени свою работу в группе над домашним заданием:

1

2

3

4

5

 

Оцени работу группы над домашним заданием:

1

2

3

4

5

 

 

Оцени свою работу на уроке:

1

2

3

4

5

Обновлено 29.09.2016 14:06  

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4239859

Кто на сайте

Сейчас 65 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Д.Э.Розенталь Справочник по правописанию и стилистике


К уроку русского языка на других сайтах

_______________________________
___________________________________
.
Раздел "Русский язык"
______________________________________

Мир словарей

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Ассоциация "Гильдия словесников"