Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 10 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Вариант 10 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

—  (5)Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

—  (6)Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.

—  (7)Что горит?

—  (8)Как будто выселенная деревня за городом.

—  (9)Что? — вскинулся Толик. — (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, ко­торая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красны­ми смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за дру­гим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

—     (21)Там мальчик! — кричал отец. — (22)Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна ма­шина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, слов­но факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

—  (28)Назад! — крикнул отец. — (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35) Кашляя,     мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36) Накинув    на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху: он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)   В   это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же крас­ный уголёк — сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

—  (45)Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс го­ловой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

—  (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)    Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)    Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него ува­жительно, будто на взрослого.

(52)   В   самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову)*

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку?»

1)   Толик был невоспитанным мальчиком.

2)   Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3)   Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4)    Толик завидовал смелости Тёмки.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1)   Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2)   Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3)   Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4)   Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

4. Из предложений 23-27 выпишите слово, в котором правописание согласной в при­ставке не зависит от последующего согласного звука.

5. Из предложений 6-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не опре­деляется общим правилом (является исключением).

6. Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «тополиная ветка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

9. Среди предложений 50—53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции. Толик завидовал Тёме1,своему геройскому товарищу2, и глядел па него уважительно3,  будто на взрослого. В самом деле4, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой5, как был6, а Тёмка сразу стал взрослым.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью. Он нёсся сломя голову так1, как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный2, не думая ни о чём3, кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень4, которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

13. Среди предложений 23—27 найдите сложноподчинённое предложение с однород­ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 36—39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писа­теля И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего вну­треннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокоммен­тируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументи­руя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рас­суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Вложения
Download this file (Вариант 10 ОГЭ-2015.docx)Вариант 10 ОГЭ-2015.docx[ ]28 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3493577

Кто на сайте

Сейчас 40 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru