Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 9 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Вариант 9 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)             Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)             Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с де­рева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувство­вала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, ра­достная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать — закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и на­шла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

—              (23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

—              (29)Э, подох один...

(30)    В  ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)    Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогруд­ка стала появляться у домов даже днём — её выследили и ранили из ружья. (33)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не зна­ла, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные маль­чишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(35)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

— (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, — и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре, белки, лисы, разные птицы и зве­рушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

(По В. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924—2001) — русский писатель. В его твор­честве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы — военная и деревенская.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Белогрудка разбойничала в селе?»

1)   Белогрудке нужно было добывать много дичи, чтобы кормить детёнышей.

2)   Белогрудке легче было охотиться на домашнюю птицу, чем на дикую.

3)   Вблизи гнезда дичи уже не было, и Белогрудка стала охотиться в селе.

4)   Белогрудка мстила людям за то, что они погубили её детёнышей.

 

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1)   Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

2)   Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрыт­ных зверушек — белогрудая куница.

3)   На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

4)   Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

 

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в при­ставке не зависит от последующего согласного звука.

 

5. Из предложений 30-33 выпишите слово, в котором правописание суффикса опре­деляется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в при­лагательном, от которого оно образовано».

6. Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтраль­ным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «временно исчезла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 40.

9. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным приложением. На­пишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Она еще 1 , конечно2 , не знала3, что взрослые велели детям отнести ку­нят обратно в гнездо,4 но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу,5 бросили малышей возле леса и ушли.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного пред­ложения, связанными сочинительной связью. В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,1 а в крайних домах2, расположенных ближе к лесу3, птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе4, кто это разбойничает ночами.

13. Среди предложений 14—18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднород­ным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложе­ния

14. Среди предложений 31—34 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского фило­лога JI.B. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами JI.B. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокоммен­тируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументи­руя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рас­суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Вложения
Download this file (Варинат 9 ОГЭ-2015.docx)Варинат 9 ОГЭ-2015.docx[ ]28 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3493562

Кто на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru