О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»
Четвертая глава не сразу начинается с отповеди Онегина. События развиваются в ней в такой последовательности: авторская характеристика Онегина; отповедь Онегина Татьяне; отповедь Онегина в оценке Повествователя, рассуждения его о друзьях, родне, любви; рассказ о «следствиях» свидания для Татьяны; «картины счастливой любви» Ольги и Ленского; изображение жизни Онегина в деревне. Такое расположение сцен в этой главе подчинено развитию главной сюжетной пружины: чувства Татьяны к Онегину.
Итак, отповеди предшествует авторская характеристика Онегина (о его отношении к любви, к женщинам). Онегин не разделяет таких пошлых истин света, как, например:
Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей.«В любви считаясь инвалидом», Онегин к моменту встречи с Татьяной
В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут — мигом утешался; Изменят — рад был отдохнуть. (...) Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил;И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной.
Отсюда - назидательный, нравоучительный тон его ответа Татьяне. Собственно, что такое его ответ? Это прежде всего исповедь, чистосердечное признание в том, что он не хочет ограничить жизнь свою «домашним кругом». А если б он пленился «семейственной картиной», то другой невесты, кроме нее, не искал бы:
Скажу без блесток мадригальных: Нашед мой прежний идеал, Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных.Как должна была понять эти слова влюбленная в него Татьяна? Как признание в любви к ней.
И дело только в том, что он не хочет ограничить жизнь «домашним кругом». Большую часть своей исповеди Онегин посвящает именно этому своему нежеланию и пугает Татьяну картиной несчастного супружества:
Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства; Их вовсе не достоин я.Нарисовав мрачные картины семейной жизни, Онегин, как может, утешает и поучает Татьяну:
Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты (...) Полюбите вы снова, но... Учитесь властвовать собою; Не всякий нас, как я, поймет; К беде неопытность ведет.Отповедь Онегина Татьяне не только не охладила ее чувства к нему, но усилила его:
Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души, печали жадной; Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит.Значит, отповедь Онегина Татьяне — это не самый драматичный момент в их отношениях, это еще только начало, это завязка их своеобразного романа.
Повествователь поступок Онегина назвал благородным, причем заметил, что «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Но он отчуждает от себя героя, потому что тот не понял Татьяны. Онегин не разглядел самого главного в Татьяне: Татьяна — одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз. Он поймет это в самом конце романа, когда она в своей отповеди ему так же открыто и доверчиво, как в письме, скажет: «Я вас люблю (к чему лукавить?)»,— и уйдет, а он останется, «как будто громом поражен».
Поэтому Повествователь, прежде чем развеселить воображение читателя «картиной счастливой любви», говорит:
Невольно, милые мои, Меня стесняет сожаленье; Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!А дальше идет «картина счастливой любви» Ольги и Ленского. Эта картина объясняет Татьяне, почему Онегин не хочет ограничить свою жизнь «домашним кругом». Собственно, она подсознательно чувствует, что роман Ольги и Ленского помешал ее счастью: картина их будущей семейной жизни способна охладить не только Онегина...