О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»
Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, любовь Ленского к Ольге; характеристика Ольги и Татьяны; характеристика Лариных. Глава статична, в ней почти нет движения. Она вся построена по принципу параллелизма: Онегин и Ленский, Ленский и Ольга, Ольга и Татьяна, Татьяна и Онегин.
Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, и они становятся «от делать нечего друзья». Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, с другой — холодный скептик, во всем разочаровавшийся. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Их сближает тот круг социально-политических, этических и философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодежи:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры. Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду.Другая параллель: Ленский — Ольга. Они не противоположны, но они и не сходны. Ольга — заурядная, посредственная натура, хотя и очень мила:
Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые. Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет...И когда потом Онегин скажет о ней:
В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне,—мы не обидимся вместе с Ленским, а будем на стороне Онегина.
Пока непонятно, как Ольга могла стать предметом безумной любви поэта. Они сходны только в одном: в бездумном отношении к предмету своей любви.
Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена.Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юному возрасту (Ленскому нет еще и восемнадцати лет), не позволяют Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. Понятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина: «Неужто ты влюблен в меньшую?.. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». А Ленский, собственно, и не выбирал:
Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав; В тени хранительной дубравы Он разделял ее забавы, И детям прочили венцы Друзья-соседи, их отцы.Таково его душевное состояние: неважно, кого любить, лишь бы любить и быть любимым. Это то, что Онегин называет «горячкой юных лет».
И Ольга любит Ленского потому, что хочет любить, потому, что видит, чувствует его любовь к себе. Она и не подозревает, какой огонь зажгла в душе поэта, ей недоступны такие тонкие его размышления, как, например: «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна». И неудивительно, что, оплакав его гибель, Ольга вскоре выходит замуж за улана: ею руководит та же потребность любить и быть любимой.
Ленский и Повествователь... Повествователь критически относится к Ленскому как поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:
Так он писал темно и вяло. (Что романтизмом мы зовем. Хоть романтизма тут нимало Не вижу я...)Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, «пылкий и довольно странный ум»:
Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал.Ленский близок Повествователю и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нем свою собственную юность, любит в нем то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, — состояние возвышенной мечтательности. Не всем дано пережить в юности такое состояние, а кто пережил его, тот дорожит им хотя бы как воспоминанием. Не потому ли и Онегин так снисходительно слушает Ленского:
Он слушал Ленского с улыбкой. Поэта пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину все было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал; глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред.Попробуем, забегая вперед, разобраться, что означает гибель Ленского. В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Поэтому так трогательно-возвышенно описана его смерть:
Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладет тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку. Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая. Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его... напрасно: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!..Автор «уводит» Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему (и читателю) только своим душевным состоянием юношеской возвышенности. Такое состояние не вечно. В каком направлении мог развиваться Ленский?
Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден, Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках поднять могла. (...) А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился.Две возможные дороги жизни Ленского намечены автором: одна — путь великого поэта или крупного общественного деятеля, другая — обыкновенный удел помещика маниловского типа. Обе ведут к гибели: первая -— к физической, вторая — к моральной. Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный».
Трагическая гибель Ленского намечена эпиграфом к шестой главе. «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно» (Петрарка). А вот как объясняет неизбежность трагической гибели Ленского А. И. Герцем: «Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это - острое страдание рядом с хроническим. Это — одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки — искупительные жертвы — юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой „они существовали", становится еще чернее».
Не потому ли автор, осуждая Онегина, не захотевшего сказать юному поэту «охладительное слово» и предотвратить дуэль, в то же время сочувствует ему: тень юноши станет теперь постоянным спутником его.
Что ж, если вашим пистолетом Сражен приятель молодой, Нескромным взглядом, иль ответом, Или безделицей иной Вас оскорбивший за бутылкой, Иль даже сам в досаде пылкой Вас гордо вызвавший на бой, Скажите: вашею душой Какое чувство овладеет, Когда недвижим, на земле Пред вами с смертью на челе, Он постепенно костенеет, Когда он глух и молчалив На ваш отчаянный призыв? В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений.Третья параллель: Татьяна — Ольга. Здесь они даны как натуры противоположные по внешнему и внутреннему облику:
Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива Как лань лесная, боязлива. Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.Наконец, четвертая параллель: Татьяна — Онегин. Они еще ни разу не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна линия любовных отношений, и не потому, что нам «подсказали» соседи Лариных, а потому, что авторская характеристика Татьяны определенным образом соотносится с авторской характеристикой Онегина.
Что же общего между ними? Это: самобытность Татьяны — «неподражательная странность» Онегина; ее мечтательность — его «мечтам невольная преданность»; она скучает в обществе — он нелюдим и разрывает связи с соседями; «ее изнеженные пальцы не знали игл» — «труд упорный ему был тошен».
Не менее важно и то, что отличает их друг от друга: близость Татьяны к народным основам жизни — оторванность Онегина от народных корней; простота, незнание обмана, доверчивость Татьяны - умудренность жизненным опытом Онегина; Татьяна не знает разочарований — Онегин пресыщен жизнью, охлажден, разочарован. Это те различия, которые можно установить по первым двум главам. В последующих главах они раскроются более глубоко, так же как и черты сходства.
Характеристика Лариных тоже дана по принципу параллелизма. Она соотносится в нашем представлении с характеристикой петербургского света, только что оставленного Онегиным. Нам интересно, будет ли тронут Онегин милой простотой Лариных, поймет ли то, что дорого Повествователю в этом семействе, заметит ли обычаи простонародной старины или все уничтожит своим скептическим, высокомерным взглядом.
Какое место занимает Повествователь во второй главе? Он открыто заявляет о себе только в последних строфах, перекликающихся с последними строфами первой главы: те же рассуждения о плодах поэтического труда, но шире — о смысле жизни. Легкая жизнь не для Повествователя — он «разумеет ее ничтожность», ему было б грустно мир оставить «без неприметного следа»:
Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий мой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук.Глава 3 →