Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 30

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)   Фосфор   — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необхо­димое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений.

(2)         Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (З)Связанный растениями фосфор пере­ходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с про­дуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; <...> имею­щиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые ресурсы.

 

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Обеспечить продовольствием растущее населения Земли возможно только благодаря применению удобрений, в частности фосфорных, которые извлекают в некоторых мес­тах из горных пород, богатых фосфатами, и эти ресурсы на Земле невосполняемы.

2)  Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фос­форных удобрений.

3)  И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добыва­ют из горных пород, богатых фосфатами.

4)  Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невоз­можно.

5)  Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

именно             оттого что              таким образом            несмотря на это                    например

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

КУЛЬТУРА, -ы, ж.

1)  Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Ис­тория к. К. древних греков.

2)  Образование, умственное и нравственное. Человек высокой к.

3)  Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шел­копряда.

4)  Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в пита­тельной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. орга­нической ткани.

5)  Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принЯтый                 сОгнутый                  чЕрпать                     вероисповЕдание                 нормировАть

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЯЗЫКОВОЙ барьер мешает людям общаться.

На каждый день МАСЛЕНОЙ недели существовали определённые обряды.

Очень благородный и ЧЕЛОВЕЧИЙ поступок — пожертвовать крупную сумму денег

больным детям или старикам.

ДЕЛОВОЙ стиль одежды мало подвержен влиянию моды.

КОРЕННОЕ население Австралии никогда не занималось скотоводством, так как на тер­ритории материка из крупных млекопитающих были только кенгуру.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖЁСТЧЕ камня                    алых ВИШЕН                      внезапно СПОТЫКНУЛСЯ

ВОСЬМИСОТ лет                  нет ГОЛЬФОВ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)        Прогрессивная молодежь активно участвуют в борьбе за мир и права человека.

Б) Вернувшись в Россию, у него возник­ла идея написать о событиях граж­данской войны.

B)        В «Фаталисте» рассказывается о жизни Печорина, служившего на Кавказе и решившем испытать свою судьбу.

Г) Согласно завещания А.С. Пушкина по­хоронили в Святогорском монастыре.

Д) Персонаж романа «Заговор равнодушных» польского писателя Бруно Ясенского предупреждал, что «бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле преда­тельство и убийство».

1)       неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)        нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)        ошибка в построении предложения с однородными членами

5)        неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)        нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)        неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

с...бака            переск….чить         выст..лить             ут….пический              раств….римый

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр...пятствовать, пр…дирчиво                             и…подлобья, неи…бывный

Предп…лагать, п…трясающий                             в...бодрить, бе…платный

пр...одоление, пр…страстие

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

хлопотл…вый          неприхотл...вый                изменч..вый           посп...вать                    выпровод..шь

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Непроница…мый                слаж...нный               потеш…шься            прерыва…мый        постел...т

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дворник наш (не)способен и муху обидеть. Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла. (Не)каждый способен на благородные поступки. (Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова. Неужели обед до сих пор (не)сварен?

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

(ГОРЬКО)СОЛЁНАЯ морская вода разъедала ноги, и (ПО)ЭТОМУ мальчишки решили рыбачить с обрыва.

Я вздрогнул, ПОТОМУ(ЧТО) ЧТО(ТО) огромное пролетело над моей головой.

Чайковский заметил, что сосновые стволы ТО(ЖЕ) отбрасывают на подлесок и на траву очень слабый свет ЗОЛОТИСТО(РОЗОВАТОГО) тона.

(ПО)ПРЕЖНЕМУ разнообразие и сила освещения вызывали у него то состояние, когда кажется, что случится ЧТО(ТО) необыкновенное.

(ПО)СВОЕМУ ты будешь поступать тогда, когда поймёшь, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ прихо­дится расплачиваться за необдуманные поступки, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Самые необыкнове(1)ые, самые поэтичные страницы «Войны и мира» связа(2)ы с картинами природы, переда(3)ыми через восприятие ю(4)ой Наташи Ростовой, естест- ве(5)ой и искре(6)ей.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)  Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.

2)  Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

3)  Кум стоял ни жив ни мёртв.

4)  Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое () и стали лучшим средством передвижения.

5)  Внезапно из-за леса выползла тёмная туча и сразу стало свежо.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с ок­руглого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым су­ществом.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вызывает беспокойство по поводу то­го, что теперь (4) очевидно (5) площадь не покрытой льдом части океана будет больше.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых аст­рофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех учёных мира.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ангелина Семёновна выяснила (1) что Вениамин уколов не делал (2) и (3) что сейчас их делать уже поздно (4) потому что (5) если собака была бешеная (6) так и он в ближай­шие дни непременно должен взбеситься.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(I)   3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

(4)  —   Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5)           —        Осенние листья.

(6)       —           А грустнее?

(7)       —           Осенние звёзды.

(8)       —           Грустнее осенних звёзд бывает?

(9)       —           Осенние птицы.

(10)       —         Дедушка, есть осенние люди?

(II)  Его    давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, — забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

14.- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15) Ответь, дед, мне это очень важно.

(16)— Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.

(18)— Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)— Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или наде­жда на вторую и третью?

(23)       —          Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.

(24)       —          Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.

(26)       —          Дед, она не любит меня.

(27)       —          А ты сам как к себе относишься?

(28)       —         Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29)       —          А летать ты пробовал?

(30)       —          Дед, средний я, серый, какие там полёты.

(31)       —         Объясни, такого не понимаю.

(32)        —         Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать — они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.

(37)  — Она тебя замечает?

(38)       —         Никто я для неё. (39)Моя жизнь — ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41)       —          К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

(42)       —          Шутишь, дед, какие объявления?

(43)       —          Продаётся собачья шкура.

(44)       —          А если придут за шкурой?

(45)       —         На вырученные деньги купишь скрипку.

(46)       —          Зачем мне скрипка, дед?

(47)       —         Станешь играть любимой.

(48)      У меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя от­чизна — мой дедушка, его слова, его мысли. (50)0н учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.

(54)         Как-то сказал:

(55)        —         Одни учёные утверждают: лунные кратеры — остатки потухших вулканов, другие доказывают — следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды вели­ких. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяковского; Луна •— музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!

(59)       —         Не получается у меня, дед.

(60)       —          Что не получается?

(61)        —         Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие — осенние люди? (6З)Может, я и есть осенний?

(64) — Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только

(65) —     Ой, дед, завидую я тебе.

(66) —    Это не так уж и плохо, я интересно жил

(67)  -  Дедушка, а как дальше мне, что делать?

(68) 3асыпая, я вновь услышал его голос:

(69)       —        Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

(71)  Я  встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72)      —         Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)            Дед убеждён, что Мать, Родина, Любимая должны быть единственными.

2)            Внук осознает свою «серость», одиночество и страдает от этого.

3)   Противоречия между поколениями отцов и детей существовали и будут существовать всегда.

4)  Внук завидует мудрому деду, его интересной жизни, радостному восприятию окру­жающего мира.

5)  Дед грустит от того, что жизнь уже прожита и ничего не вернёшь назад.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)            Предложение 42 подтверждает содержание предложения 41.

2)            Предложения 20-22 содержат ответ на суждение, высказанное в предложении 14.

3)   35 предложение текста является выводом из рассуждения, представленного в предло­жениях 32-34.

4)            В предложениях 68-75 представлено описание.

5)            В предложениях 48-50 представлено рассуждение.

 

22. Из предложений 26-30 выпишите контекстные синонимы.

23. Среди предложений 55-58 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

 

24. «Размышляя о роли деда в своей жизни, рассказчик использует такое синтаксическое средство, как (А) _______ (предложение 13). Почему же ему так дорог этот человек? (Б) _______ (предложение 50) даёт ответ на этот вопрос. В са­мом деле, внуку было очень сложно разобраться в себе, своих чувствах, о чём говорит употребление в лексике (В) _______ (предложения 33—34), и дед с помощью тон­кой, доброй (Г) ________ (предложения 39-47) помог подростку понять, как избавиться от ощущения собственной «серости», одиночества».

Список терминов:

1) ирония                   2) эпитеты                 3) контекстные синонимы              4) контекстные антонимы

5) сравнительный оборот               6) градация                7) гипербола             8) ряд однородных членов

9) вопросительные предложения

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 30.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 30.docx[ ]35 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3424958

Кто на сайте

Сейчас 49 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru