Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 27

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)B VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2) Покровительницей города была Артемида — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно и естественно решение про­цветающих горожан построить храм в честь такой богини. (3) <...> это намере­ние имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические опера­ции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков».

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Процветающие эфесцы вели крупные ростовщические операции, отдавая деньги под большие проценты, и надеялись, что строительство храма в честь богини Артемиды увеличит их денежный оборот.

2)  Процветающие горожане в знак признательности и благодарности решили построить храм в её честь.

3)  Решение построить храм в честь богини Артемиды в процветающем городе Эфесе было продиктовано практическими соображениями богатых горожан-ростовщиков.

4)  Город Эфес достиг небывалого расцвета, потому что его покровительницей была боги­ня Артемида.

5)  Строительство храма в честь богини Артемиды, покровительницы города Эфеса, имело большое практическое значение.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

следовательно           впрочем        даже         казалось бы           во-первых

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ОБОРОТ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБОРОТ,-а, м.

1)  Употребление, использование. Пустить в о. юбилейную монету. Вошло в о. новое сло­во.

2)  Отдельная часть, отдельное звено, стадия какой-н. деятельности, развития чего-н. (спец.). О. полевых культур. О. стада (изменение его структуры и численности за оп­ределённый период).

3)  Законченный цикл операций, производимых средствами передвижения (напр. движе­ние куда-н. с возвращением к исходному пункту) (спец.). О. вагонов

4)  Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. О. капитала (его непрерывно возобновляющийся кругооборот). Годовой о. предприятия. Торговый о.

5)  Один круг обращения вокруг чего-н.; виток (в 3 знач.). Набирать обороты (также пе- рен.: о каком-н. деле, событии: убыстряться, ускоряться).

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажИвший               запертА                     назвалАсь                кОрысть                   звонИт

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЛАКСИВОЕ выражение лица сестры стало раздражать Андрея.

В правительстве страны говорили об ЭКОНОМИЧЕСКИХ достижениях судостроителей.

Невозможно УНИЗИТЬ значение русской классики.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ отношение к делу — признак моральной ограниченности.

При жизни Пушкина было напечатано два ОТРЫВКА из его романа «Арап Петра Вели­кого».

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖГЁТ листья                        ДВОЕ ножниц                     сзади НЕГО

более БОГАТЫЙ                   НАДЕТЬ пальто

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)        Сократ, знаменитый древнегреческий философ, уверял, что «я знаю, что ничего не знаю».

Б) Многие из тех, кто увлечён астроно­мией, знает расположение, движе­ние, строение, происхождение и раз­витие небесных тел и образованных ими систем.

B)        История России с 1725 по 1762 годы ознаменована рядом дворцовых пере­воротов, и вследствие частым сменам лиц, стоявших во главе государства, высшая власть слабела.

Г) Лермонтов сблизился с редакцией журнала «Отечественных записок», познакомился с критиком В.Г. Бе­линским.

Д) Осуждавшие стихи не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России.

1)        неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Запишите в таблицу выбранные цифры

2)        неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3) ошибка в построении предложения с однородными членами

4)         нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5)        нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6)        нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)        неправильное построение предложения с косвенной речью

соответствующими буквами

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

прот…рать                насл…ждение                       скл…нение               попл…вок                 пал...садник

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед…любить, поз…вчера                           пр…возносить, пр...манка

о…бежать, на…пись                                  ра…гореться, во…дать                   пр...голубить, пр…лестный

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

плюш...вый               опраш…вать                         недоум…вать            запечатл…вать                     камеш...к

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

вид...вший                 непромока..мый       немысл…мый           застел…нные            обиж…нный

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Братьев Орловых отличали бесконечная жажда деятельности, удивительная энергия, ни­чем (не)обузданные страсти.

(Не)всякий из приближённых Петра I мог похвастаться дворянским присхождением.

Часто вельможами становились совершенно (не)ожиданным образом.

Князь Меньшиков (не)получил даже начального образования, однако стал первым рус­ским членом Лондонского королевского общества, причем диплом ему подписал сам Иса­ак Ньютон.

Пётр I (не) раз доверял князю Меньшикову самостоятельное командование значительны­ми военными силами.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(К)ВЕРХУ сосны геологи привязали яркую тряпку, ЧТО(БЫ) вертолёт заметил её с воз­духа.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ своей речи знаменитый хирург Пирогов поблагодарил слушателей и ТО(ЖЕ) самое сделали его ассистенты.

(В)ВИДУ болезни главного конструктора все разговоры (НА)СЧЁТ очередного испытания космического корабля прекратились.

Сергей Петрович (НА)ПАМЯТЬ знал всего «Медного всадника» и мог (НА)ИЗУСТЬ прочи­тать любой фрагмент знаменитой поэмы.

Когда он говорил о ЧЁМ(НИБУДЬ), относящемся к медицине, то не походил ни на одного из наших городских докторов, а производил КАКОЕ(ТО) новое, особенное впечатление.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

В московском доме горнозаводчика Порфирия Демидова мозаичные полы были устла(1)ы соболи(2)ыми шкурами, в столовой находился серебря(3)ый фонтан, а под потол­ком висели золотые клетки с птицами, собра(4)ыми со всех концов света.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)  Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредст­венного созерцания и реализации его в художественном образе.

2)  Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.

3)  Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.

4)  За околицей запели и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозва­лась в душе Владимира.

5)  Далёкие страны и таинственные названия манили его к себе и невероятно будоражили воображение.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Отражая атаки шведов (1) и (2)отчаянно обороняясь (3) русские войска (4) медленно продвигались (5) по истоптанной врагами земле.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Это выступление (1) значит (2) для меня многое. Однако (3) по правде говоря (4) я больше переживаю за свою научную лабораторию.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Валериана лекарственная (1) лечебные свойства (2) которой (3) давно известны людям (4) прекрасно успокаивает нервы.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Наши нелепые поступки всегда нас чему-то учат (1) и (2) если мы разберёмся в об­стоятельствах (3) с ними связанных (4) то велика вероятность (5) не повторить их вновь.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой об­ложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотре­ли на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхи­щённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долго­вязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разо­браться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презри­тельно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.                                                                                                                                      '

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздо­ровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.

(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:

— Спасибо за подарок!

(21) —   Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(22) Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, гото­вый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив об­ложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(25) —   Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

(26) Тридцать   лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много не­счастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические за­кономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил ог­ромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(29)А эта книга... (30)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе от­дали...

(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Заступничество матери усиливало неприязнь одноклассников к Кольке Бабушкину. .

2)  Колька Бабушкин решил, что книга ему подарена на день рождения, и был очень бла­годарен одноклассникам за проявленное внимание.

3)  Не стоит сожалеть о своих давних проступках, нужно просто не совершать новые.

4)  Веру в людей, в их добрые намерения можно легко разрушить.

5)  Колька Бабушкин был высоким, красивым юношей, привлекавшим внимание окру­жающих.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 13—15 представлен описательный фрагмент.

2)  Предложение 33 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте,

3)  В предложениях 27-28 содержится рассуждение.

4)  В предложениях 22-24 представлено повествование.

5)  В предложениях 15-16 представлено описание.

 

22. Из предложений 21-24 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 8-12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

24. «Рассказчик, возвращаясь в своё прошлое, со стыдом и болью вспоминает о том, как он и его одноклассники относились к Коле Бабушкину, и троп (А) ______ («презрительно-высокомерное отношение» в пред­ложении 12) подчёркивает степень их неоправданной жестокости. Они так и не смогли понять Колю, а ведь (Б) ________ (предложение 16) даёт возможность понять, как богат духовный мир этого подростка. Запоздалое раскаяние рассказчика помогает острее почувствовать такое синтаксическое средство, как (В)_______         (предложение 30) и такой троп, как (Г) _______ (предложение 33)».

 

Список терминов:

1. восклицательное предложение

2. ирония

3. сравнительный оборот

4. противопоставление

5. олицетворение

6. эпитет

7. метонимия

8. парцелляция

9. гипербола

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 27.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 27.docx[ ]35 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3361290

Кто на сайте

Сейчас 113 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru