Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 26

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Язык — это живая система <...> в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмира­ют. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социаль­ных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (З)Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2)  Активное обогащение словарного состава языка происходит во время больших соци­альных изменений, потому что появляется необходимость обозначать новые понятия в разных сферах жизни.

3)  Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

4)  Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

5)  В языке устаревающие слова отмирают, а новые постоянно появляются.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).

однако           потому что               итак               впрочем                    хотя

 

3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИСТЕМА, -ы, ж.

1)  Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

2)  Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3)  Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находя­щихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элемен­тов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4)  Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, органи­зационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

5)  Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталисти­ческая с.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

плодоносИть                       прибЫв                    отозвалАсь              досУха                       стАтуя

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЭФФЕКТИВНОЕ инженерное решение дало свои результаты. СЛОВАРНЫЙ состав языка постоянно меняется. ЖИВИТЕЛЬНЫЙ страх сковал туристов. Его ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ внешность внушала доверие. Искренняя ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ слышалась в словах ученика.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ОБОИМ ботинкам                        к пятому МАРТУ
СЕМИСОТ двадцати                      вдоль ПОБЕРЕЖИЙ                       БЕГИ быстрее

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) На очень высоком уровне стояли в журнале «Современнике» литератур­ная критика и библиография, и этим он был обязан Белинскому.

Б) Кокетничая с Лермонтовым, издёвка  звучала в каждом слове Сушковой.

В) В записках Сушковой со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой Лермонтов рисуется невзрач­ным, неуклюжим, косолапым маль­чиком.

Г) Лермонтов был не только прекрас­ным поэтом, так и талантливым ху­дожником.

Д) Талант и гениальность может переда­ваться на генном уровне.

1) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3) нарушение нормативного порядка слов

4)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

зан…мательный               ск…льзит             расст…лается              к...саться           несг…раемый

 

9. Определите ряд, в котром в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под…брать, зан...веска                    пр…менить, пр…образованный

пр…двинуть, пр…дставлять              в…бодриться, и…толочь                            пр...мчаться, пр…обрести

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

глянц…витый          алюминии…вый      пол..вой                     раска…ваться           корн..вой

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

невид…мый неслыш..мый            воспева…мый          воздерж..шься          засмотр…шься

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Душа, никогда (не)страдавшая, не может постичь счастья.

Выбирай друга (не)торопясь, ещё меньше спеши променять его.

Грибок (не)высок, да крепок.

Мне (не)дорог твой подарок — дорога твоя любовь.

Отъёзд Ольги в Москву родные сочли поспешным и (не)продуманным решением.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что нельзя было понять, что же это такое.

(НА)КОНЕЦ мы перешли речку (В)БРОД и ускорили шаги: нам до вечера нужно было вернуться в город.

Неприятель, (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) упражнение было выпол­нено правильно.

Отряд свернул (В)СТОРОНУ, чтобы (ПО)СКОРЕЕ выбраться из леса.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Стари(1)ые дворянские гнёзда в пореформе(2)ой России были растревоже(3)ы, кре­стьяне разоре(4)ы, настрое(5)ы против хозяев.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)  Ключевая вода улучшает качество чая и раскрывает его истинный вкус и аромат.

2)  Рад бы в рай попасть да грехи не пускают.

3)  Простые и добрые старики долго и настойчиво уговаривали гостя остаться ещё на денёк.

4)  Охотник поднялся ни свет ни заря и быстро отправился по неприметной и узкой тро­пинке в глубину леса.

5)  Городок был хотя и маленький зато тихий и уютный.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В отличие от своего знаменитого современника В.В. Верещагина (1) непосредственного участника русско-турецкой войны (2) посвятившего ей большой цикл батальных полотен (3) Репин не писал боевых сцен (4) и даже не пробовал это делать.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. К сожалению (1) ещё существуют крайне невоспитанные люди, которые не только не знают правил этикета, но и не желают их изучать. Однако (2) подобные невежи иногда говорят в своё оправдание, что правила хорошего тона учат скрывать своё подлинное от­ношение к собеседнику (3) то есть (4) учат лицемерию.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Нужно беречь драгоценные слова (1) и музыку наших великих предшественников (2) за творения которых (3) нас уважают (4) и любят во всём мире.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) ко­гда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались ве­рить (5) что такое возможно.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево», взгляд вдруг вы­хватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звёздочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» (2)Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в во­енное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, были такой же приметой дня, как сегодня со­блазняющая на красивую жизнь реклама. (З)Это и была реклама... дома отдыха! (4)Суровый бо­ец звал... «в поход на русские бани и сауны». (5)Ну и ну... (6)— Да это просто прикол такой, — не разделил моего недоумения молодой коллега. — Юмор. (7)Дохихикались... (8)Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ёрничанье, глумливую усмеш­ку, становящиеся стилем жизни? (9)Но есть же, должны быть события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии! (10)Не успела прийти в себя от оскорбительной без­вкусицы, как снова на дороге военный плакат. (11)Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовёт!» (12)Не на чёрные штыки, грозно поднимающиеся у неё за спиной, зовёт, нет. (13)3ob продолжен ныне так: «Родина-мать зовёт отдыхать». (14)Таков слоган дня, оказывается. (15)Авместо военной присяги у неё в руке... «путёвка: ночной клуб, ресторан, русские бани». (16)Самое время поёрничать над военной присягой? (17)А Родине-матери звать в ночной клуб? (18)Было время натужного пафоса,"лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. (19)Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Всё кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, — за сто­гами». (20)Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. (21)Военные плакаты, превращённые в рекламу, хотели или не хотели того её создатели, рассчитаны именно на сни­жение. (22)Но Родина — дом человека. (23)А не дом циника всё же. (24)Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, до­жил до сегодняшнего дня? (25)И дожил не в хоромах? (26)Впрочем, вряд ли наши ветераны ез­дят по дороге в аэропорт, ворота страны, которую они исходили своими ногами в войну. (27)И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полуме­сячной пенсии. (28)Тогда зачем дорогие понятия — снова всуе? (29)Прямо напротив плакатов, через дорогу, — знаменитые «ежи». (ЗО)Последняя линия обороны. (31)3десь все воины, отве­чая на зов Родины-матери, не пропустили врага. (32)И погибли. (33)Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот — как ещё назвать, подскажите?

(По И. Руденко)

Инна Руденко — известный российский журналист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Знаменитые плакаты военных лет могут быть превращены в рекламу.

2)  Глумливое «хихиканье» над историческим прошлым нашей страны для многих стано­вится стилем жизни, удачным рекламным ходом.

3)  Наши ветераны, защищавшие Родину в трудное для неё время, сейчас имеют достой­ную пенсию, позволяющую им лечиться в санаториях и ездить в дома отдыха.

4)  Образы на плакатах, некогда вдохновлявших наш народ на защиту Отечества, ком­мерсанты превратили в рекламу, «прикол», «юмор».

5)  Ветеранам, к счастью, не довелось увидеть чёрную неблагодарность своих потомков.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 7-9 представлено рассуждение.

2)  В предложениях 19-20 содержатся примеры к тезису, высказанному в предложении 6.

3)  В предложении 1 содержится описательный фрагмент.

4)  Предложение 12 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 11.

5)  Предложение 14 поясняет высказывание в предложении 13.

 

22. Из предложений 16-19 выпишите синонимы

23. Среди предложений 20-26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи вводного слова и частицы. Напишите номер этого предложения

 

24. «Рассказывая о своём впечатлении от увиденного, И. Руденко использует троп (А) _______  (предложение 10). Её душевное состояние понятно: в синтаксисе (Б) _______ (предложения 16, 17) передают боль и недоумение, и эти чувства объяснимы. Ведь нынешнее поколение относится к подобной рекламе спокойно, и лекси­ческое средство (В) _____ («прикол» в предложении 6) подчёркивает это. Одна­ко (Г) ______ («всемирное хихиканье», «утробный юмор», «глумливая усмеш­ка»), которые она использует, характеризуя происходящее, отражают мнение не только этой журналистки, но и большинства людей, для кого слово «Родина» не пустой звук».

 

Список терминов:

1)                  жаргонизм

2)                  риторическое обращение

3)                  синтаксический параллелизм

4)                  эпитеты

5)                  антитеза

6)                  фразеологизм

7)                  риторический вопрос

8)                  сравнительный оборот

9)                  парцелляция

 

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 26.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 26.docx[ ]33 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3298371

Кто на сайте

Сейчас 90 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru