Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 25

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 16
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Чеховская краткость на первых порах была печальной необходимостью, <...> петербургские «Осколки» и другие журнальчики, с которыми сотрудничал Чехов, публиковали «мелочишки» в две-три страницы. (2)Привычка писать кратко поз­же станет главной чертой чеховского стиля, его визитной карточкой: «Умею ко­ротко говорить о длинных вещах». (3)Коротко о длинных предметах позволяла сказать прежде всего чеховская деталь, заменявшая подробные, романные описа­ния штрихом, намёком, по которому внимательный читатель мог восстановить целое.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  В маленьком произведении Чехов с помощью художественной детали мог точно и ла­конично высказать основную мысль, передать большое количество важной для внима­тельного читателя информации.

2)  За годы сотрудничества в петербургских журналах Чехов привык писать кратко, и эта привычка стала главной чертой его творчества.

3)  Чеховская деталь, в которой концентрировалось многое, помогала сказать кратко о самом главном.

4)  Чехов не мог писать длинные рассказы, так как формат журналов, в которых он пуб­ликовался, был мал.

5)  Петербургские журналы публиковали небольшие рассказы, поэтому А.П. Чехову при­ходилось сокращать свои рассказы.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Выпишите его.

Однако          Вопреки этому        Так как         Во-первых                Кроме того

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СТИЛЬ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответст­вующую этому значению в словарной статье.

СТИЛЬ, -я, м.

1)  Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обу­словливающие собой единство какого-н. направления в творчестве. Национальный с. в живописи. Архитектурные стили.

2)  Метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. С. в работе. С. руководства. С. плавания. С. это человек (афоризм).

3)  Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог 2. Научный, публици­стический с. Высокий с.

4)  Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства ху­дожественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, от­дельного произведения. С. Достоевского. С. комедии Грибоедова «Горе от ума». С. ба­сен Крылова.

5)  Общность художественных приёмов, характерных для какого-н. литературного жан­ра, направления, школы, эпохи. С. сатирической публицистики. Одический, элегиче­ский, эпический с. С. литературы романтизма. С. поэтов пушкинской плеяды. С. «натуральной школы».

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать      кУхонный                избалОванный                    каталОг                    зАтемно

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Гость ПРЕДСТАВИЛ свою спутницу.

Ордер на новую квартиру Самохину вручили в ЖИЛИЩНОЙ комиссии. ИСКУССТВЕННЫЕ спутники движутся по заданным орбитам. РЫБНЫЙ жир содержит витамин Д.

Первоапрельские НЕВИННЫЕ шутки доставляют много радости тем, кому они удаются.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый СЛАДЧАЙШИЙ                 СЫПЛЕШЬ крупу               весёлых СВАДЕБ

несколько БАКЛАЖАНОВ                       СЕМИСОТ страниц

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) В романе «Война и мир» для нас как интересен образ Кутузова, так и образ Наполеона.

Б) Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

В) В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

Г) Точностью и чистотой языка Лер­монтова восхищался Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

Д) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, соз­дал первые поэмы.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)        ошибка в построении предложения с однородными членами

5)       неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)        нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

р...стовщик                покл…ниться                       арб…траж                 заг...реть                    л..гушка

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о...дохнул, по…бил                         и..жога, ..дуть

бе…хитростный, ра…чёт               под...рвать, пр…родители              пр…тензии, пр…знание

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

настра…ваться         привередл….вый                 успока…ваться         коч…вой       приветл...вый

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

волну...мый   застрел…нный         накле...в         успоко…нный                      омыва…мый

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

А.П. Чехов писал о ничем (не)примечательных людях.

Он высмеивал те (не)достатки, которые мешают человеку быть человеком.

В 1893 году Чехов на свои средства построил (не)сколько школ для крестьянских детей.

Писателя отличала постоянная (не)удовлетворённость собой, абсолютная скромность, чувство собственного достоинства.

Отъёзд Ольги в Москву родные сочли поспешным и (не)продуманным решением.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Здоровье писателя ухудшилось (НА)СТОЛЬКО, что врачи (НА)СТРОГО запретили ему ос­таваться в Мелихово.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ некоторого времени Чехов живёт в Ницце, а ЗА(ТЕМ) в Париже. (ПО)ЭТОМУ поводу к Чехову в Ялту приехал М. Горький, и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких ча­сов они говорили в гостиной.

(ПО)РАЗНОМУ можно относиться к творчеству А.П. Чехова, но, ЧТО(БЫ) понимать его, нужно быть талантливым читателем.

(ЗА)ЧАСТУЮ в житейской суете мы (ПО)ПРОСТУ забываем о тех, кому многим обязаны.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Мелиховский период, о котором столько написа(1)о, — это не только напряжё(2)ый, вдохнове(3)ый труд Чехова и активная медицинская практика, но и колоссальная обще- стве(4)ая деятельность писателя.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1)  С лёгкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские так и иностранные иссле­дователи.

2)  Писатель ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь.

3)  Ни шатко ни валко живут некоторые герои Чехова.

4)  В рассказе «Толстый и тонкий» поведение одного из героев наигранно и неестественно.

5)  Чехов помогал нуждающимся больным и деньгами и советом.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Чихнув в театре на лысину впереди сидящего генерала (1) и (2) страшно перепугав­шись (3) мелкий чиновник Червяков (4) жалкий человек (5) начал преследовать «его превосходительство» назойливыми извинениями.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Чеховский герой Ионыч (1) кажется (2) не замечает, как растрачивает в себе челове­ческое. Он (3) как будто (4) не чувствует «футляра», в котором живёт.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В письме брату Николаю (1) Чехов изложил те требования (2) исполнение (3) кото­рых (4) считал обязательным для воспитанного человека.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В 1892 году часть средней полосы России и Поволжья (1) из-за неурожая и засухи (2) переживала сильнейший голод (3) и (4) чтобы организовать сбор пожертвований голо­дающим (5) Чехов сам дважды выезжал туда

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

Какой лексикой насыщена наша речь?

(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают. (3)А когда приходит тепло — оттаивают! (4)И тогда сам воздух становится му­зыкой. (5)Или какофонией — это уже смотря по тому, кто играл на той самой волшебной трубе.

(6)Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное явление подметил писатель Распе в своей книге о приключениях барона Мюнхаузена. (7)Таким своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто человеческое не исчезает бесследно. (8)Даже звук. (9)А слово? (10)«Видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нём до нас». (11)Уже не фантаст — поэт утверждает, что окружающая нас атмосфера ещё до нас напоена звуками ре­чи. (12)Воздух живой, шевелится от слов.

(13)Мы, обыкновенные люди, не фантазёры и не поэты, тоже знаем, что слова, как звуки той музыкальной трубы, могут быть нежными или скрипуче-грубыми. (14)Могут заставить те­бя оттаять или надолго, если не навсегда, замёрзнуть. (15)Воодушевить или пригнуть к земле. (16)Пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным.

(17)Вот новая телевизионная реклама известного магазина. (18)Шустрый продавец под­бегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься? Что ты паришься? Париться на­до на парах!» (19)Это фамильярно-развязное «ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раз­думывать», «переживать»... (20)А ведь давно замечено: реклама наша рекламирует не столько товар, сколько образ жизни. (21)Мама сердито тащит к подъезду упирающегося, зарёванного мальчишку лет шести. (22)Он что-то канючит сквозь слёзы: то ли прервана какая-то интерес­ная ему игра, то ли он хочет вернуться в магазин, где не ему куплена поразившая его воображе­ние игрушка. (23)Мама, взяв себя в руки, садится перед малышом на корточки, что-то терпели­во объясняет, уговаривает, просит. (24)Но слёзы всё равно льются. (25)И женщина резко выпрямляется: «Убить тебя мало!»

(26)Страшно. (27)Если вдуматься. (28)Но ведь мы не вдумываемся, часто так говорим! (29)По пустячному поводу. (30)Как присказка «убить мало!» (31)А что не мало, что больше-то? (32)Повесить? (33)Четвертовать? (34)Посадить на кол?

(35)А часто ли сегодня звучат слова «гуманный», «почтительный», «чувствительный», «деликатный»? (36)Они, будто звуки той волшебной трубы, замёрзли. (37)И оттают ли? (38)Вместо «гуманный» не раз читала презрительное «гуманоиды». (39)Вместо «чувствитель­ный» — насмешливое «чуйствительный». (40)«Деликатный», «деликатность» вообще впору заносить в словари с пометкой «вышедшие из употребления». (41)Как и само понятие «дели­катность». (42)В ходу другие эпитеты: «элитарный», «культовый», «престижный», «знако­вый», «звёздный». (43)Да что там — просто «гениальный». (44)Особенно на эстраде — одни ге­нии.

(45)Потеряли, зачем-то придав ему чисто идеологический смысл, такое доброе, ёмкое слово «товарищ». (46)И строки поэта, известные миллионам: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья...» — что, уже анахронизм?

(47)Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи. (48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим — «типа того», новейшим «как бы», употребляе­мым по большей части не к месту. (50)Но в нашей речи есть слова-паразиты не только с лин­гвистической — с социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. (51)Как бы хотелось от них избавиться. (52)А то, не ровен час, выродимся и в самом деле в неких «гума­ноидов». (53)Хочется, чтобы мы все были более чуткими к слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. (55)Или не так?

(По И. Руденко)

Инна Руденко — известный российский журналист.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  В нашей речи именно с лингвистической точки зрения очень много слов-паразитов, которые вызывают агрессию в окружающих.

2)  Слово «товарищ» перешло в разряд архаизмов из-за идеологического смысла.

3)  Слова обладают как разрушительной, так и воскрешающей силой.

4)  Наша речь вряд ли станет деликатнее от чуткого отношения к окружающим.

5)  В средствах массовой информации рекламируют не столько товар, сколько образ жизни.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)                  В предложениях 1-7 представлено рассуждение.

2)                   Предложение 35 содержит описательный фрагмент.

3)                   В предложениях 21-23 представлено повествование

4)                  Предложения 48-49 поясняют суждение, высказанное в предложении 47 текста.

5)                  В предложениях 18-20 представлены повествование и рассуждение.

 

22. Из предложений 11-13 выпишите контекстные антонимы.

 

23. Среди предложений 47-49 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи контекстного антонима. Напишите номер этого предложения.

24. «Замечательная журналистка И.П. Руденко очень точно подметила силу слов, и в лекси­ке (А) ______ (предложения 14—16) отражают их воздействие на человека. Но сами мы редко задумываемся над этим, поэтому произносим страшные фразы, и в синтаксисе (Б) _____ (предложение 25) передаёт по­добные негативные эмоции. Однако такое синтаксическое средство, как (В)  ______ (предложения 31—34), заставляют читателя невольно переосмысливать сказанное, ощущать его бесче­ловечный смысл. Как избавиться от подобных слов? У автора текста есть единственно верное решение этой проблемы, и это передано с по­мощью (Г)  ______ («хочется, чтобы мы все были чуткими», «будем чуткими», «научимся быть чуткими») в предложениях 53—54)».

Список терминов:

1)                  лексический повтор

2)                   контекстные синонимы

3)                   сравнительный оборот

4)                   ряд однородных членов

5)                  риторический вопрос

6)                   контекстные антонимы

7)                   фразеологизм

8)                   метонимия

9)                   литота

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 25.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 25.docx[ ]35 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3501378

Кто на сайте

Сейчас 37 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru