Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 23

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоёв населе­ния. (2) Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нече­го делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям уме­реть от голода. (3)<...> крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профес­сиональных строителей.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)     При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне зани­мались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голо­да и велась в удобное для них время.

2)      Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.

3)      Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйст­венные работы.

4)      Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспор­тировкой камня.

5)      Сооружением египетских пирамид занимались профессиональные строители, а кре­стьяне охотно трудились на каменоломнях и транспортировке камня, так как во время разлива Нила они оставались без работы и труд на строительстве пирамид не давал им умереть от голода.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите его.

Таким образом              Причём                  Следовательно         Хотя                     Потому что

 

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано во втором (2) предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД, -а, м

1)         Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.

2)         Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.

3)         Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н.

4)         Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т.

5)         Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.

 

4.         В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

одолжИт                  озлОбить                  полОжил                   лгалА              накренИт

5.         В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Вскоре новый жилец ОПЛАТИЛ все счета.

Нам удалось ОГРАДИТЬ друга от несправедливых обвинений.

Марью Николаевну ждала безрадостная ОДИНОЧНАЯ старость.

В музее истории нашего города пройдёт ПРАЗДНИЧНЫЙ концерт, посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны.

Наши предки на Руси давали своим детям ЗВУЧНЫЕ имена.

 

6.         В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЕМСТАМ пятидесяти                    ИХ мечты                             нет САПОГОВ

ОТБЕГИ в сторону                                      ТРОЕ лисят

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)        Сначала приговорив Достоевского к смертной казни, решение заменилось каторгой и поселением в Сибири.

Б) По приезду на Байкал писатель ус­лышал от местных жителей немало увлекательных легенд.

B)        Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.

Г) Отношение М. Шолохова к войне в романе «Тихом Доне» проявляется во многих деталях и образах.

Д) Хочется поздравить всех, кто победи­ли на олимпиаде по литературе

1)        нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)        ошибка в построении предложения с однородными членами

4)         неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)        неправильное построение предложения с косвенной речью

6)        нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)        неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

г…релый       предост…рожность             заж...гает                   отп…рает                  прил…жил

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...светлый, пр…норовиться                   бе...домный, ра…пределить

не…сознанный, д…срочный                     пр…дедушка, в…здвигнуть           пр.. .тязание, пр...следование

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

обветр…вать            накал….вать             разборч…вый           повел….вать                         застенч…вый

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

купл…нный            ненавид…л     завис…вший                        невид…мый              приглаж… нные

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)вдалеке находилась знаменитая барская усадьба. Вмешательство старосты было крайне (не)уместным. Записка была написана (не)разборчивым почерком. (Не)прочитанное мною письмо осталось лежать на столе. (Не)зачем торопиться, если работа требует особой внимательности.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Было (ОТ)ЧЕГО печалиться: (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети. Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля. (В)ПОСЛЕДСТВИИ наш отряд двигался (В)ДОЛЬ берега Енисея. (ЗА)ЧЕМ ты его обнадёжил, (ПО)ЧЕМУ не посоветовался со мной?

Поворачивая голову (В)ПРАВО и (В)ЛЕВО, Маргарита любовалась тем, что луна несётся под нею, как сумасшедшая, обратно в Москву.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о чёрному небу как драгоце(3)ые камни из зла­токованого ларца.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)  Глазунова обожали и боготворили студенты и ценители его музыки.

2)  Забота Александра Константиновича о студентах и преподавателях консерватории была огромна.

3)  Раньше Саша не слышал никогда ни о композиторах ни об их произведениях.

4)  Композитор работал в консерватории не только днём но и ночью.

5)  Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с дет­ства воспитывался в атмосфере увлечённого музицирования (2) поражая родных (3) не­обыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышанную.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят (4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сравнивая Глазунова с Глинкой (1) Луначарский сказал (2) что они «родники не­обычно счастливой музыки (3) окунувшись в которые (4) выходишь преображённым».

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В 1926 году состоялся бесплатный концерт Глазунова (1) и он вызвал такой интерес (2) что (3) хотя были заполнены все 2000 мест (4) осталось ещё много желающих (5) не сумевших достать билеты.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лин­гвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (3)Матерщина свободно и горделиво льётся в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (4)Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ны­не не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны за­ткнуть за пояс иного бомжа.

(5) Обвальное  сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времён. (6)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые при­вели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и ус­тами матерных скверных слов».

(7) В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в не­скольких ипостасях.

(8) Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уров­нем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их упот­ребляет, используются автоматически — и как единицы именования соответствующих предме­тов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (10)Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бес­культурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней.

(13)Поэтому сквернословие так устойчиво: ребёнок, который ежедневно слышит, как его роди­тели «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерно говорящим» и передаст эту привычку своим детям.

(14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

(16)Ещё одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, по­туги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений неко­торых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кино­фильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

(20)Мат — это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчётливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы стано­вится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы кото­рой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.

(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как об­щества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпе­на никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлекти­ве: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

(По С. Виноградову)

С. Виноградов — кандидат филологических наук.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Сквернословие в нынешнее время стало практически языковой нормой для всех соци­альных слоёв населения.

2)  Сквернословие напрямую связано с низким уровнем образования.

3)  Основная среда формирования привычного сквернословия — семья.

4)  Нетерпимое отношение к сквернословию, значительное повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека может излечить общество от этого языко­вого явления.

5)  Существуют универсальные рецепты излечения от сквернословия.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 16-17 представлен описательный фрагмент.

2)            В предложениях 21-24 представлено повествование.

3)            Предложения 2-4 содержат подтверждения суждения, высказанного в предложении 1.

4)  Предложение 29 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.

5)  В предложениях 18-19 представлено рассуждение.

 

22. Из предложений 21-23 выпишите синонимы.

23. Среди предложений 7-13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и частицы. Напишите номер этого предложения.

 

24. «Культурная катастрофа» — вот как автор характеризует обвальное сквернословие, ставшее для большинства людей речевой нормой, и такое синтаксическое средство, как (А) _____ (предложение 3), наглядно демонстрирует этот факт. И это да­леко не безобидное явление: (Б) _____ (предложение 6) даёт представление о том, как наши предки относились к нецензурным словам. Такой приём, как (В) ______ (предложения 21—22), позволяет автору высказать своё мнение по данной проблеме, а троп (Г) ________ (предложение 24) ри­сует психологию матерящегося человека».

Список терминов:

1)                  развёрнутая метафора

2)                  лексический повтор

3)                  цитирование

4)                  вопросно-ответная форма изложения

5)                  инверсия

6)                  ряды однородных членов

7)                  парцелляция

8)                  риторический вопрос

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 23.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 23.docx[ ]33 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3361012

Кто на сайте

Сейчас 61 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru