Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 22

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение  образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; <...> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)            Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

2)            Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время пуб­личного выступления.

3)            Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

4)            Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необхо­димо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5)            Образные средства языка, например фразеологизмы, украшают речь и выражают от­ношение к тому, о чём говорится, и уместное их использование способно воздейство­вать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите его.

во-первых                 наоборот                    иными словами                    однако                       лишь

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

ФУНКЦИЯ, -и, ж.

1)  В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения это­го другого явления.

2)  В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3)  Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4)  Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.

5)  Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

убрАла                       тамОжня                    закУпорить               оптОвый                   понЯвший

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Лучший способ построить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения с подростком — искренне ин­тересоваться его жизнью.

При раскопках древнего поселения археологи нашли много ГЛИНЯНОЙ посуды.

ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

«Турист» — современная и КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница, расположенная в экологи­чески чистом районе города.

Степан Петрович руководил бригадой, которая строила ДОБРОТНЫЕ кирпичные дома

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРАСТА рублям                           ДВОЕ бабушек

знойных ПУСТЫНЬ                                   ЛЯГТЕ на диван                  ОБЕИМ девушкам

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)        Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума»..

Б) Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям.

B)        Немало гениев вошли в мировую ис­торию.

Г) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.

Д) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину

1)        неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)        нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)        ошибка в построении предложения с однородными членами

5)        неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)            нарушение в построении предложения с причастным оборотом

неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву

зан…мать                 выск.. чить                    зар. .зиться              к...лбаса         с...реневый

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…зентация, пр…баутка                          во...седать, ра...грести

...дача, бе…возвратно                                 по…шутить, о…блеск                     пр...умолкнуть, пр...лечь

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

продл…вать        недоум….вать          гречн…вый                привередл…вый                       стро...вой

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

развлека…мый                 закле...нный               неприемл…мый                  стел...тся                независ…мый

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости. Окна были (не)мыты и отворены настежь. (Не)откуда Илье Муромцу подмоги ждать!

(Не)продуманное тобой решение может обернуться большими неприятностями (Не)красна изба углами, а красна порогами

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все разговоры (НА)СЧЕТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вече­рам.

(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.

(В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ной краской, золоче(3)ую уп­ряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат по деревенской улице.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)  Вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.

2)  Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко ос­корбило.

3)  Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.

4)  Сюжет того или иного рассказа или повести очень часто напоминает различные случаи из жизни.

5)  Луна поднималась и освещала дорогу полей дома деревни. Ответ:            .

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благо­дарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Язык — это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевид­ный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) «великим и могучим».

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Во время южной ссылки и Пушкин служил в Кишиневе под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

Начало формы

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и поч­ти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художни­ком, ушла из жизни!

(4)Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очарова­тельного перемигивания многих смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же все время читать ему вслух. (8)Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике ка­ким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12)Книга была первична.

(13)Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14)Но сын этого не хотел, морщил­ся, пытался любым способом увильнуть от постылой обязанности.

(15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоян­но выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким ав­торитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?

(19)Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)0н должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бад­минтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:

—   (23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

—    (24)Ты у меня выиграешь... — презрительно ответил сын. — (25)Папа, у тебя крыша поехала!

—   (26)Но ты согласен на условия?

—   (27)Конечно!

(28) Отец, решив выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29) Постоянно слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой. (32)Удар!

(33)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(36)Задыхаюсь! (37)3адыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырна­дцать часов! (39)Удар!

(40)Выражение «тихий Дон», кажется, впервые упоминается у Пушкина в «Кавказском пленнике»... (41)Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил... (42)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человече­ства. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира... (45)Удар!

(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперед. (47)Но при счёте десять — пять в поль­зу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.

(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь се­бе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)0н дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51)Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во вею грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.

—   (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60)0тец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили иг­ру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63)   Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.

(64) Он  занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от пе­реутомления он сам мог грохнуться.

(65)          Через  минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением...

(66) После обеда мальчик послушно пошёл читать в свою комнату...

(По Ф. Искандеру)

Фазиль Абдулович Искандер (род. в 1929 г.) — советский и российский прозаик и поэт. Мир, в котором живут герои Ф. Искандера — это миниатюрная копия нашего большого мира, где соседствуют смешное и трагическое, мудрость и глупость, хитрость и простодушие.

20. Какие из высказываний могут служить иллюстрацией к основной проблеме текста? Ука­жите номера ответов.

1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)

2) Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авто­ритет уже существующего. (С. Цвейг)

3) Унция авторитета стоит фунта работы. (Л. Питер)

4) Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.Даль)

5) Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко)

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 31-34 представлено рассуждение.

2)  Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.

3)  Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в предло­жениях 19-20.

4)  В предложениях 55-57 содержится описание.

5)  В предложениях 63-65 содержится рассуждение.

 

22. Из предложений 26-29 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 45-47 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, задан­ный сыном, и такое синтаксическое средство, как (А) _____ (пред­ложения 36-37), отражает его реальное физическое состояние. Однако (Б) ______ (предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авторитет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Ан­дреевича не могло не удивить мальчика, и троп (В): _____«комически-заторможенное уважение» (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и подумать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике (Г) _______ (предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Ан­дреевича».

 

Список терминов: 1) градация     2) развернутая метафора     3) инверсия   4) восклицательное предложение        5) эпитет           
6) олицетворение                 7) фразеологизм           8) контекстные антонимы                    9) сравнение

 

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 22.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 22.docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3493614

Кто на сайте

Сейчас 82 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru