Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 21

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1 )Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым сти­листическим приёмом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, вклю­чив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <...>  Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи дос­тигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2)  Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексиче­ское богатство русского языка.

3)  В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

4)  В пушкинской поэзии форма никогда не вступает в противоречие с содержанием, не­смотря на то что поэт расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка.

5)  В пушкинских произведениях много разговорных и просторечных слов, поэтому он настоящий художник.

 

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите его.

Вопреки этому                  В свою очередь                         Именно так              Потому что               Однако

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении. Вы­пишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЗ, -а, муж.

1)  Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В об­разе кого-н. (в виде кого-н.).

2)  Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.

3)  В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит о.

4)  В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

5)  Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сИроты          недУг             освЕдомиться                       углубИть                   рвал А

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

Её ЗВУЧНЫЙ смех не мог не вызвать улыбки окружающих.

ПРОБЛЕМНАЯ ситуация, возникшая в отношениях двух стран, вызывала тревогу. ИСКУССТВЕННАЯ радость хозяев дома поставила гостей в неловкое положение. БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения призваны способствовать развитию дружественных связей между государствами, поддержанию мира и безопасности.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

ни разу не ОШИБИЛСЯ                 менее СЛОЖНЫЙ                          детских ЯСЛЕЙ

ПЯТЬЮСТАМИ книгами              опытные ТРЕНЕРЫ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)        Сюжет поэмы «Руслана и Людмилы» типично сказочный.

Б) Многие из тех, кто любят посещать Третьяковскую галерею, прекрасно знают историю её создания.

B)        А.А. Блок писал, что «я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи».

Г) Вопреки вашего предсказания моя поездка прошла замечательно.

Д) Окончив весной Петербургскую кон­серваторию, Чайковского пригласили в число ее профессоров.

1)       неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)       нарушение связи между подлежащим и сказуемым

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)   ошибка в построении предложения с однородными членами

5)       неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)        нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)        неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

одр...хлеть                 заск…чить                 б...гемот                     прик…сновение                   в…негрет

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

на… кусил, о…бросил                                беспр...мерный, пр…одолеть

з…йти, под...шёл                                         д… стать, пр…бабушка                  на...бровный, по…бросить

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

сирен….вый             вид… мый                 приветл…вый                      сговорч...вый           закруч…вать

 

11. Выпишите слово, в котром на месте пропуска пишется буква И.

утрач…нный            распущ.. .нный                     надыш...шься            спил…нный              ожида…мый

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Много написано книг о (не)опознанных летающих объектах, много снято фильмов. Ирина далеко (не)красавица, однако что-то прекрасное светится в её глазах. (Не)редко мы используем в речи фразеологизмы, желая выразить свою мысль образно. Вода в реке оказалась (не)холодной, но очень мутной. Эта глубокая, суровая складка, (не)ожиданно за две ночи прорезавшаяся между бровями седого господина, поразила присутствующих

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я люблю тебя ЗА(ТО), что ты (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою без­граничную преданность.

(ПО)ЭТОМУ склону горы сошла лавина, (ОТ)ТОГО невероятным кажется спасение тури­стов.

(ЗА)ЧЕМ совершать поступки, за которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ будет стыдно? (В)ДОГОНКУ ему крикнули, ЧТО(БЫ) он больше не появлялся на этой улице. Куприн-писатель получил (ПО)ИСТИНЕ всенародное признание, ПОТОМУ(ЧТО) его творчество любимо в нашей стране.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Изгна(1)ый из време(2)ого пристанища медведь беше(3)о рявкнул и испуга(4)о ринул­ся по нехоже(5)ым тропам в глубину тайги.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)  Грин был как великолепным пейзажистом и мастером сюжета так и очень тонким психологом как романтиком так и реалистом.

2)  В литературных салонах Петербурга аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.

3)  Образование и тонкий художественный вкус не мешали Фёдору Ивановичу Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.

4)  Пушкину пришлось пережить не только волнения первого сватовства, но и отказ ма­меньки Натальи Гончаровой.

5)  В тот день Лиза поднялась ни свет ни заря.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Гости остались в столовой (1) шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении (2) и (3) опасаясь быть нескромными (4) вскоре разъехались (5) один за другим (6) не поблаго­дарив хозяина за хлеб-соль.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении долж­ны стоять запятые. В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и утраи­вает художественную выразительность слова.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодоле­вается в «Евгении Онегине».

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь пе­ред церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

Сто процентов человеческого

(1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биоло­гия подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и оп­ределит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означа­ет, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложен­ной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти. (11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую фи­зическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум яр­ко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора.

(16)          Чернокожий  воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной.

(17)          А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, пона­чалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, без­радостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной го­сударыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писатель­ские жёны. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в ла­герный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором ве­ликой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

(33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому со­хранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, еже­дневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всад­ника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.

(42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти пре­допределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёр­той четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь че­ловеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45)А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процен­тов.

(По Л. Жуховицкому)

Леонид Аронович Жуховицкий (род. в 1932 г.) — русский писатель, публицист, драматург. В своем творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Наша судьба заранее не предопределена генами, унаследованными от родителей.

2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганниба­ла — знаменитого крестника Петра Великого.

3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора — наследст­венности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.

4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутье к слову.

5) Суворов был величайшим полководцем России за всю её историю.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1-6 представлено описание.

2)  Предложение 27 содержит повествование.

3)  Предложения 7-10 содержат элементы описания.

4)  В предложении 17 присутствует элемент описания.

5)  В предложениях 42-47 содержится рассуждение.

 

22. Из предложений 42-44 выпишите контекстные антонимы.

23. Среди предложений 6-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи утвердительного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп (А) _______ (предложение 2). Однако (Б) _______(«величайший россиянин всех времен» в предложении 11) подчёркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В.Суворова, если бы он покорно подчинился «диктату­ре генов»? Такой синтаксический приём, как (В) _____(предложения 18—19), позволяет читателю понять это. Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? (Г) _______ (предложение 43) дает ответ на этот вопрос.»

Список терминов: 1) метонимия 2) сравнительный оборот 3) ряд однородных членов

4) метафора               5) вопросно-ответная форма изложения              6) синонимы                  7) контекстуальные антонимы

8) градация                9) лексический повтор

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 21.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 21.docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3298340

Кто на сайте

Сейчас 75 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru