Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

О единых учебниках: Маргарита Леонтьева: В школе нет важных и неважных предметов

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Авторы представленного проекта предлагают внести в статью 2 определение:

«1) базовые учебники - это учебники по учебным предметам «Математика», «История России», «Русский язык» и «Литература», входящие в федеральный перечень базовых учебников, по которым осуществляется обучение в общеобразовательных организациях»;

Предлагается также статью 2 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10. Общая линейка базовых учебников по учебному предмету – это завершенная предметная линия учебников, представляющая собой совокупность учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета на соответствующем уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования, построенная на единой методической и дидактической основе, отвечающая единым психолого-педагогическим подходам, использующая общую структуру изложения материала, а также методические рекомендации для педагогических работников».

 

Вынуждены разочаровать авторов. Невозможно создать сквозные базовые линейки учебников по указанным предметам, поскольку в начальной школе нет предметов «Литература» и «История России». Предмет «Математика» изучается с 1-го по 6-й класс, а далее изучаются «Алгебра», «Геометрия», «Начала математического анализа».

Кроме того, идея сквозных линеек учебников по этим предметам разрушает систему обучения в начальной школе. Возрастные особенности детей начальной школы требуют создания учебников по предметам «Обучение грамоте», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» в единой системе. Учебники по этим предметам должны быть написаны на единых методологических, методических и дидактических принципах.

Далее авторы проекта предлагают часть 1 статьи 6 дополнить пунктом 21:

«21) заключение контрактов с физическими лицами на создание базовых учебников, с переходом исключительных прав на оригиналы базовых учебников и исключительных прав на базовые учебники к Российской Федерации;»;

Физические лица не могут создать ни оригиналы, ни учебник, авторы могут представить только рукопись. Оригинал – макеты учебников могут готовить только специалисты издательств. При этом издательства могут работать с рукописью только при условии владения исключительными правами на произведение. Следует заметить, что затраты на создание оригинал – макета учебника составляет – от 0,5 млн. рублей до 1 млн. рублей, если учебник иллюстрирован или имеет формульный набор.

Далее авторы проекта закона предлагают внести новую статью. «Статья 181. Федеральный перечень базовых учебников по учебным предметам «Математика», «История России», «Русский язык» и «Литература».

«1. Федеральный перечень базовых учебников состоит из общей линейки базовых учебников по учебному предмету «Математика», общей линейки базовых учебников по учебному предмету «История России», общей линейки базовых учебников по учебному предмету «Русский язык» и общей линейки базовых учебников по учебному предмету «Литература». Каждая линейка состоит из трех разделов: начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Общая линейка базовых учебников по учебному предмету «История России» и общая линейка базовых учебников по учебному предмету «Литература» должны быть соотнесены между собой в части хронологического порядка изложения материала, с целью обеспечения преемственности изучения указанны учебных предметов на соответствующем уровне общего образования».

Кроме того, что невозможно, как отмечалось ранее, создать такие линейки, но при такой синхронизации курс литературы не будет изучаться в 5-х и 11-х классах, поскольку в 5-х и 11-х классах не изучается «История России». При этом, в 6-м классе в курсе литературы будет изучаться только «Песнь о Вещем Олеге» и фрагменты из «Жития Сергия Радонежского», поскольку в курсе истории изучается Древняя Русь.

Далее в проекте закона предлагается.

«13. В день утверждения федерального перечня базовых учебников федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, подписывает акт приема-передачи выполненных работ и выплачивает авторам, указанным в части 7 настоящей статьи, фиксированные разовые выплаты. Исключительное право на оригинал общих линеек базовых учебников и исключительное право на общие линейки базовые учебники переходит от авторов - правообладателя к Российской Федерации - приобретателю в день подписания указанного акта приема-передачи и выплаты авторам фиксированных разовых выплат».

Владение исключительными правами на учебники Российской Федерацией, может быть, и хорошая идея, только авторы проекта умалчивают, как же появится учебник для школы? Кто сделает оригинал – макет, кто отредактирует рукопись, кто проиллюстрирует учебник, кто обеспечит соблюдение Санитарных норм (шрифты, длина строки, количество иллюстраций на развороте, иллюстративный материал по нормам, и т.д.), кто заключит договоры с иллюстраторами и художниками, соблюдая их авторское право, кто заключит договоры на тиражирование учебника? Все это могут делать только издатели, против которых столь активно выступают авторы проекта закона.

Изложены лишь некоторые замечания, их значительно больше, не говоря о том, что:

– ни один серьезный автор не согласиться на отторжение своих исключительных прав;

– фактический запрет на доработку учебников не позволит сделать качественный учебник. Опыт показывает, что учебник становится хорошим учебником, по прошествии не менее пяти изданий и его доработки. Великий Киселев А.В. дорабатывал свои учебники по математике 34 раза;

– будут выброшены лучшие учебники по математике, созданные в Советское время и до сих пор востребованные школой, поскольку их авторы не смогут участвовать в конкурсе, их нет в живых;

– ни один серьезный эксперт не будет экспертировать учебники на прописанных в проекте закона условиях;

при всем уважении к Российской академии образования - она не справится с той задачей, которая отведена ей проектом закона, в том числе в силу своего функционала.

Можно понять обеспокоенность авторов законопроекта угрозой разрушения единого образовательного пространства в области содержания школьного образования. Однако в школе нет важных и неважных предметов, каждый из них вносит свой вклад в общее образование ребенка, а значит, нужно общее решение. В этих целях необходимо внести поправку в действующий закон, которая обяжет Минобрнауки РФ разработать и утвердить единое содержание или базовое содержание, или обязательный минимум содержания по всем учебным предметам и уровням обучения.

Маргарита Леонтьева,

эксперт

Обновлено 10.06.2015 15:03  

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4226377

Кто на сайте

Сейчас 18 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

Возможно, вас это заинтересует


Газетные старости

http://starosti.ru/

обзор русских газет
начала XX века

2 Русское Слово

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости образования

  • Старшие курсы педагогических ВУЗов будут преподавать в школах
    Президент России Владимир Путин считает правильным внести в законодательство поправку, которая разрешила бы старшекурсникам педагогических институтов преподавать в школах.

    На встрече с представителями общественности к главе государства обратилась учительница младших классов из Череповца Виктория Смирнова, которая посетовала на нехватку кадров в школах. Она предложила привлечь к работе студентов педагогических институтов последних курсов, для чего потребуется скорректировать законодательство.

    Путин отметил, что эксперты и депутаты выступали против привлечения к преподаванию специалистов в различных областях именно из-за отсутствия у них педагогического образования. "Но почему не разрешать студентам старших курсов [преподавать в школе], я, честно говоря, не понимаю. Я думаю, что вы правы", - обратился президент к учительнице.

    По его мнению, в законодательство можно внести соответствующее изменение. "Вот это будет поправка Смирновой", - под смех собравшихся заключил глава государства. Обсудить

  • РПЦ: духовное воспитание в школе должно идти круглый год
    Духовно-нравственное образование в школе должно продолжаться весь период обучения, не ограничиваясь 34 часами в четвертом классе. Об этом председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Московского патриархата митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) заявил журналистам на пресс-конференции в ТАСС, посвященной XXVIII Международным рождественским образовательным чтениям "Великая Победа: наследие и наследники", которые в этом году приурочены к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    "Не принят еще в окончательном чтении федеральный общегосударственный образовательный стандарт, и Русская православная церковь высказала свое мнение о нецелесообразности разрушения этой системы духовно-нравственного образования в школах, которая сформировалась сначала как эксперимент, потом как целостная предметная область, которая называется основы религиозной культуры и светской этики. Мы, конечно, говорим о том, что духовно-нравственное воспитание не должно ограничиваться 34 часами в четвертом классе, это должна быть вся школьная линейка", - сказал митрополит. Обсудить

  • За 10 лет иностранных студентов стало в 2 раза больше в ВУЗах РФ
    Численность студентов из-за рубежа в российских вузах с 2010 учебного года по 2019 учебный год увеличилась с 153 тыс. человек до 297,9 тыс. Такие показатели говорят о повышении имиджа российского образования за рубежом, рассказали ТАСС в пресс-службе Министерства науки и высшего образования (Минобрнауки) РФ.Читать полностью » Обсудить

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru