Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 4 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Вновь нас несёт жёлтая, бурлящая вода Поныша. (2)Вновь летят мимо затопленные ельники. (3)Низкие облака нестройно тащатся над тайгой. (4)Длинные промоины огненно-синего неба ползут вдали. (5)На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом. (6)На склонах горных отрогов издалека белеют затонувшие в лесах утёсы. (7)Приземистые, крепко сбитые каменные глыбы изредка выламываются из чащи к реке, как звери на водопой. (8)Вода несёт нас, бегут мимо берега, и линия, разделяющая небо и землю, то нервно дрожит на остриях елей, то полого вздымается и опускается мягкими волнами гор, словно спокойное дыхание земли.

(9)Под вечер у берегов начинают встречаться поваленные ледоходом деревья. (10)Я тревожусь: такие «расчёски», упавшие поперёк реки, могут запросто продрать гондолы нашего катамарана. (11)Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком. (12)Достаточно порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз и перегородила дорогу, как шлагбаум. (13)Я встаю на катамаране во весь рост и гляжу вперёд. (14)Я вижу одну, две, три, ещё сколько-то елей, рухнувших в воду. (15)Дело худо. (16)Мы проплываем под сосной, как под балкой ворот. (17)Ворота эти ведут в царство валежника.

(18)Катамаран обходит одну «расчёску», потом, чиркнув бортом, другую. (19)Борман командует толково, без нервов. (20)Но третью «расчёску» мы зацепляем кормой. (21)Градусов сражается с еловыми лапами и вырывается из них красный, лохматый, весь исцарапанный.

—  (22)Бивень! — орёт он на Бормана. — (23)Соображай, куда командуешь!

(24)И тотчас нас волочит на другую ёлку.

—  (25)Падайте лицом вниз и вперёд! — кричу я.

(26)Экипаж падает лицом вниз. (27)Мы влетаем под ёлку. (28)Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло. (29)3а шиворот сыплется сухая хвоя, древесная труха. (30)Поныш свирепо выволакивает нас по другую сторону ствола.

—  (31)Ата-ас! — вдруг истошно вопит Чебыкин.

(32)Мы налетаем бортом теперь уже на берёзовую «расчёску».

—  (33)Упирайтесь в неё вёслами! — ору я.

(34)Сила течения, кажется, так велика, что вёсла едва не вышибает из рук. (35)Круша бортом сучья, мы, к ужасу, врубаемся в крону, а я вцепляюсь в раму и ногами принимаю удар ствола. (36)Я изо всех сил отжимаюсь от него, чтобы нас не проволокло под «расчёской». (37)Она лежит слишком низко и попросту сгребёт нас всех в воду, как ножом бульдозера. (38)Поныш от нашего сопротивления словно приходит в бешенство. (39)Целый вал вмиг вырастает, бурля, вдоль левого борта. (40)Левая гондола всплывает на нём. (41)Мы кренимся на правую сторону, и вал всё же вдавливает нас под берёзу.

(42)Тютин, Маша, живо на левый борт! — командую я. — (43)Всем надеть спасжилеты! (44)Овечкин, руби сучья снизу!

(45)Серой тенью мимо меня пролетает по стволу Овечкин с топором. (46)Он седлает ствол и начинает яростно рубить его перед собою.

—  (47)Овчин, назад!.. — надрываюсь я.

(48)Овечкин молчит. (49)Лицо его побелело. (50)На лбу по-мужицки вздулись вены. (51)Топор носится вверх и вниз. (52)Щепки клюют меня.

(53)Оглушительный треск, хруст, плеск — это отсечённый ствол, обнимая катамаран всеми ветвями, рушится в воду. (54)Фонтан брызг окатывает нас. (55)Освободившись, катамаран резко идёт вперёд. (56)Когда через мгновение я прихожу в себя, вижу Овечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остаётся позади. (57)А ещё через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамаран и падает грудью на корму. (58)Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. (59)Поныш несёт нас дальше, свободных и очумелых.

—  (60)Ты что, Буратино, который не тонет?! — орёт на Овечкина Градусов.

(61)Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

—  (62)Он ведь спас нас!.. — потрясённо говорит Люська.

(По А. Иванову)*

* Иванов Алексей Викторович (род. в 1969 г.) — современный российский писатель, лауреат литературных премий

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все ребята переживали за Овечкина?»

1)    Овечкин подвергался опасности, ради шутки забравшись верхом на по­валенный ствол дерева.

2)    Овечкин решил показать смелость, чтобы добиться внимания однокласс­ников.

3)    Катамаран затянуло под сваленные деревья, Овечкин, рискуя жизнью, перерубил бревно и спас друзей.

4)    Овечкин не хотел помогать в опасной ситуации.

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олице­творение.

1)    На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигает­ся ярким, мощным малахитом.

2)    Ворота эти ведут в царство валежника.

3)    Щепки клюют меня.

4)    Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

 

4. Из предложений 10-14 выпишите слово, в котором правописание приставки зави­сит от глухости — звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 4-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определя­ется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишет­ся НН».

 

6. Замените разговорное слово «вышибает» в предложении 34 стилистически ней­тральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 24.

9. Среди предложений 5-11 найдите предложения с необособленным распространён­ным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Сила течения(1) кажется (2) так велика (3) что вёсла едва не вышибает из рук. Круша бортом сучья (4) мы (5) к ужасу (6) врубаемся в крону.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью.

На дальних высоких увалах (1) куда падает солнечный свет (2) лес зажига­ется ярким (3) мощным малахитом. Вода несёт нас (4) бегут мимо бере­га (5) и линия (6) разделяющая небо и землю (7) то нервно дрожит на остри­ях елей (8) то полого вздымается и опускается мягкими волнами гор (9) словно спокойное дыхание земли.

13. Среди предложений 53-60 найдите сложноподчинённое предложение с параллель­ным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложе­ния.

14. Среди предложений 5-11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного линг­виста Л. Успенского: «Язык — удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити­рование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами JI. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Он ведь спас нас!.. — потрясённо говорит Люська». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой те­зис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вложения
Download this file (Вариант 4 ОГЭ-2015.docx)Вариант 4 ОГЭ-2015.docx[ ]25 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3202882

Кто на сайте

Сейчас 154 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru