Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 17

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 15
ХудшийЛучший 

Вариант 17 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный», так называют заглавную букву увеличенного раз­мера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. (2)<...> в русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей, буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. (З)Следуя традициям греческой книги, русские изографы — древнерусские художники, оформляющие книги, — никогда не привлекали к инициалу слишком много внимания, в первую очередь он служил тексту и полностью подчинялся ему: обозначая в нужном месте начало новой темы.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Термином «инициал» латинского происхождения обозначали заглавную букву увели­ченного размера.

2)  Термины «инициал» и «буквица» обозначают заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац.

3)  Буквица, оформленная с помощью особенного шрифта, цвета, рисунка, привлекала внимание читателя к началу текста.

4)  Русские изографы продолжали греческие традиции оформления книги, согласно кото­рым к буквице, или инициалу, не привлекалось слишком много внимания: увеличен­ная заглавная буква обозначала в нужном месте текста начало новой темы.

5)  Роль буквицы, или инициала, — обозначение в необходимом месте текста новой темы, и, следуя греческим традициям, к оформлению увеличенной заглавной буквы русские изографы не привлекали слишком большого внимания.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

А                     Даже               Потому что                Так как                       Ибо

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛУЖИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предло­жении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фраг­менте словарной статьи.

СЛУЖИТЬ, служу, служишь; служащий; нсв.

1)  Работать по найму, исполнять обязанности служащего. С. в конторе. С. секретарём. С. на железной дороге.

2)  Исполнять воинские обязанности, быть на военной службе. С. в авиации.

3)  Выполнять обязанности слуги, прислуги; прислуживать. С. в господском доме.

4)  кому-чему. Работать, трудиться во имя чего-л., на благо кого-, чего-л. С. народу. С. науке. С. искусству. С. каким-л. идеалам.

5)  Выполнять своё назначение; быть пригодным для чего-л. Вещи должны с. человеку. Пещера служит ему убежищем. Лента служит для изоляции.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

шАрфы           Отрочество                оптОвый                     ободрИть                   щелкАть

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

В конструкции катамарана три отсека: два корпуса-поплавка (они же каюты) и рубка- диск — вполне КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ пассажирский салон.

Главное отличие смартфона от телефона — НАЛИЧИЕ в нём достаточно мощной многоза­дачной операционной системы.

Всякое ОГРАНИЧЕНИЕ движений младенца тормозит не только формирование двига­тельных навыков, но и своевременное развитие речевых функций.

ОКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравни­тельно недавними публикациями.

В зависимости от вида проступка работодатель может простить работника либо применить к нему ДИСЦИПЛИНАРНОЕ взыскание.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИХ дом                                  ОФИЦЕРЫ                            МОЛОДЕЕ

ДВОЕ детей                           ЛАЗАЯ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Те, кто никогда не бывал в пусты­не, представляет её в виде большо­го необитаемого пространства со скудной растительностью или во­все без неё.

Б) Наркоз — одно из величайших достижений медицины, благода­ря которого стала возможна по­беда над болью в ходе хирурги­ческого вмешательства.

В) И.С. Тургенев говорил о том, что «берегите чистоту языка, как святыню».

Г) Работая над рукописью, у А.С. Пушкина была возможность познакомиться с архивными до­кументами.

Д) В книге «Москве и москвичах» Гиляровский написал: «Счита­лось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, ещё тогда прославившийся изо­бретённым им «салатом Оливье»

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложе­ния с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом неправильное

7) неправильное построение предложе­ния с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

ин…циатива              прив…легия                 ан…лизировать              проб…раться               г…роический

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпи­шите эти слова, вставив пропущенную букву.

р...зогнул, под…спел                                   пр…бой, пр…следовал

пр…умный, пр…морье                                по...шил, о…бросить                        ра...положил, и…ход

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

герметич…ский         опасл...вый     скумбр…евый            хлебуш...к                  респектаб…льный

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

дополн…нный           независ ...мый            рассерж...нный          непроница….мый      отогре...шься

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Выражение «Нервные клетки (не)восстанавливаются» все с детства воспринимают как непреложную истину.

Учёные считают, что люди (не)только различны, но и удивительно схожи.

Первенство и руководящая роль в обществе принадлежат вовсе (не)гениальным людям,

но людям стойким, решительным и неутомимым.

В последнее время (не)мало разговоров ведётся о нанотехнологиях, да и государство вы­деляет на исследования в этой области огромные деньги.

Нет заболеваний, (не)связанных так или иначе с изменениями в составе крови и скорости кровотока.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Формула изобретения — важнейшая часть любого патента, (ОТ)ТОГО, (НА)СКОЛЬКО правильно выражена суть новшества, зависит и объём прав патентовладельца. Первый рисунок выполнен тонкими и уверенными штрихами, а рядом ТО(ЖЕ) лицо изо­бражено неловкой рукой в манере КАКОГО(ТО) неопытного любителя. Способность к работе и работоспособность в медицинском понимании этих выражений (ПО)ВИДИМОМУ не одно и ТО(ЖЕ).

Сейчас во всём мире на внедорожниках широко применяется независимая подвеска, (ПРИ)ЧЁМ не только передняя, но и (ЗА)ЧАСТУЮ задняя.

(К)СТАТИ, солнце, воздух и вода, столь необходимые человеку для жизни, в ТО(ЖЕ) са­мое время злейшие враги конструкционных материалов.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

В отличие от местных диалектов, которые территориально ограниче(1)ы, просторечие не имеет закреплё(2)ости за каким-то определё(3)ым местом — это речь городского малообразова(4)ого населения, не владеющего нормами литературного языка.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую

1)  Человек не может не верить не любить не надеяться не печалиться.

2)  После длительного дневного сна человек зачастую становится либо раздражительным либо вялым.

3)  Память представляет собой способность головного мозга воспринимать действитель­ность запечатлевать её хранить воспринятые сведения в виде впечатлений воспроизво­дить нужное.

4)  Карусель солнечных бликов вертелась по зелёной лужайке мелькала по нежным стволам берёз и играла на листьях деревьев.

5)  Уместность тех или иных языковых средств зависит и от контекста и от ситуации и от психологических характеристик личности собеседника.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Обычно люди (1) начиная читать (2) не ставят перед собой никакой цели, поэтому многие (3) прочитав книгу (4) не помнят её названия, автора, не могут определить её идеи, сжато изложить содержание прочитанного.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Например (1) термин «речь» используется в двух значениях: во-первых (2) речью на­зывается один из видов коммуникативной деятельности человека, а во-вторых (3) речью называется результат деятельности — текст. Таким образом (4) в слове «язык» преобла­дающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность».

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая. В словарях (1) обычно используется система специализированных знаков (2) с помо­щью (3) которых (4) даются разнообразные сведения о слове.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В нужный момент громовой голос прораба способен был перекрыть шум любого ком­прессора (1) и (2) когда этот сильный человек шёл по строительной площадке (3) каза­лось (4) что стальные балки сами по себе раздвигаются в стороны.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Однажды я написала для газеты статью, которая кончалась такими словами. (2)«Если бы я преподавала в вузе педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: «Пока не поздно, берите свои документы и уходите из педагогического вуза. (З)Потому что учительская работа не знает ни выходных дней, ни отпусков. (4)Она поистине одна из труднейших, что су­ществуют на свете, она требует всей жизни без остатка».

(5)Вскоре редакционная почта принесла мне письмо. «(6)Я послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. (7)3ачем всю жизнь мучиться? (8)Лучше я буду жур­налистом: работы мало, а денег много». (9)Я не ответила тогда на это письмо. (10)Я решила: его написал человек пошлый. (11)Разве можно ему объяснить, что всякая работа, если делать её хорошо, требует всех душевных сил? (12)Но в газету приходили новые и новые письма. (13)И я увидела, что мысль, будто есть лёгкие профессии, присуща многим.

(14)...Пятилетний мальчик погибал от болезни сердца. (15)Он был обречён, спасти его могла только операция. (16)Риск, сопряжённый с операцией, был так велик, что ни один врач за неё не брался. (17) Один доктор вызвался сделать эту операцию. (18)Ему говорили: опасно. (19)Не надо. (20)3ачем вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка? (25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не лучше ли отступить, предоставить всё случаю?

(27)Медицинский — очень интересный институт. (28)Но хорошенько подумайте, прежде чем подавать туда заявление.

(29)Иным школьникам кажется, что профессия юриста — лёгкая профессия. (30)Так ли это?

(31)Иногда дело ясно с первых же слов. (32)Факты говорят, что человек виновен, и сам он тоже признаёт свою вину. (33)Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, ко­торый ни в чём не виноват. (34) Он оклеветан. (35)И судья, прокурор, защитник обязаны взве­сить всё заново, и не один раз: всё гораздо сложнее и запутаннее, чем может показаться на пер­вый взгляд. (36)Они сопоставляют показания подсудимого, свидетелей, они ищут, думают. (37)Они знают, что не имеют права ошибиться. (38)Ошибка может стоить человеку жизни. (39)Или свободы. (40)Судебный работник, как и сапёр, не вправе ошибаться...

(41)Вы хотите пойти в юридический институт? (42)Что ж, идите, это очень интересное дело. (43)Но какое трудное, если делать его по-настоящему!

(44)Все понимают, что труд шахтёра — нелёгкий труд. (45)Но есть люди, которые дума­ют, будто труд журналиста, к примеру, очень лёгок: человек много ездит, многое видит, а по­том рассказывает о том, что увидел. (46)Вы хотите стать журналистом? (47)Превосходно! (48)Есть журналисты, которые, если предложить им трудное задание, если надо спасти, всту­питься, говорят: а почему я должен этим заниматься? (49)Но они не журналисты. (50)Настоящий журналист не только там, где радостно и легко. (51)Он и там, где трудно, где безвыходно. (52)Трудное дело — журналистика.

(53)    Но есть ли на свете лёгкое дело?

(54)    Выбрать  работу, которая станет твоим жизненным делом, нелегко. (55)На земле раз­бросаны угольки призваний, говорит легенда. (56)Каждый уголёк может по-настоящему разго­реться, только попав к своему хозяину. (57)Если человек подберёт не свой уголёк, огонь будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. (58)С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. (59)Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. (60)Только сам человек может угадать своё призвание. (61)Никто со сто­роны за него решать не должен. (62)Людям, которые спрашивают, кем быть, вернее всего отве­тить так: будь человеком. (63)И знай: лёгкой работы на свете нет.

(64)Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказа­ла: «Лёгкого не жду, трудного не боюсь...»

(66)Есть на свете такое слово: долг. (67)Мы говорим: долг совести, долг службы, врачеб­ный долг, долг учительский. (68) Но одного долга мало. (69)Надо любить человека и любить своё дело.

(По Ф. Вигдоровой)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) — писатель, журналист, публицист. Рабо­та в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица».

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Чтобы не ошибиться с выбором профессии, нужно понять своё призвание, оценить свои способности.

2)  Любая работа требует от человека полной отдачи душевных сил, только в этом случае можно хорошо выполнить порученное дело.

3)  Многие уверены, что существуют лёгкие профессии, например профессия юриста.

4)  Судебный работник, как и любой человек, имеет право на ошибку.

5)  Можно счастливо жить на свете, работая «не по призванию».

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 3-4 представлено рассуждение.

2)  В предложениях 31-40 содержится обоснование утверждений, высказанных в пред­ложениях 42-43.

3)  Предложения 50-51 противопоставлены по содержанию предложению 48.

4)  В предложениях 62-63 представлено повествование.

5)  В предложениях 66-67 содержится описание.

 

22. Из предложений 50-51 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 14-26 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью со­чинительного союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.

24. «Непростой разговор о выборе профессии ведёт с читателем автор — Ф.А. Вигдорова. Тема разговора важна для каждого человека, и неслучайно речь автора эмоциональна и в то же время логична, аргументированна. Такую особенность речи соз­дают и средства выразительности, использованные автором, среди которых синтаксиче­ское средство — (А) _______ (предложения 30, 53), приёмы — (Б) ______(«долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский»; «любить человека и любить своё дело») и (В) (предложение 65), а также троп — (Г) ______(предложения 55—59)».

Список терминов: 1)          парцелляция              2) развёрнутая метафора      3) фразеологизм

4) вводные слова       5) лексический повтор          6) диалог        7) вопросительные предложения     8) ряды однородных членов предложения   9) цитирование

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 17.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 17.docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3424036

Кто на сайте

Сейчас 39 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru