Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 9

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 

Вариант 9 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они де­лали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афин­ского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э.: его соз­датели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для уг­ловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьши­ли расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выгляде­ли совершенно одинаково, а разница между ними обнаружива­лась только при непосредственном измерении.

 

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,  содержащаяся в тексте?

1) Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измере­нии между ними обнаруживалась разница.

2) Чтобы по-разному освещённые колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.

3) При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые ко­лонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.

4) Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещённости колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.

5) Колонны храмов в Древней Греции издали выглядели одинако­выми.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первых                  иными словами                     поэтому                      хотя                потому что

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова ФОН. Определите значение, в котором это слово исполь­зовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОН, -а, м.

1)  Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец — на красном фоне мелкие цветочки.

2)  Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.

3)  Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовы­вается на фоне жёлтой листвы.

4)  Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

начАв             надОлго                     налИта                       убралА           созЫв

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БЫВАЛЫЙ моряк избороздил все моря и океаны, заходил в порты Индонезии, Малайзии, Африки и Европы, дважды пересекал экватор. Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начис­ленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты. В пруду парка жили лебеди, ослепительно белые, с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, они плавали вдоль берега, неизменно вызывая восторг по­сетителей. Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит того, что может кого-нибудь огорчить. Наш родной язык, имеющий статус мирового, нуждается в уважи­тельном и БЕРЕЖНОМ отношении.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ рублями             СТРОЖАЙШИЙ режим                    внимательно ПРОЧИТАЯ

опытные ИНСТРУКТОРЫ                ПРОБЕГИ быстрее

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Все области человече­ской природы не только работают в согласии с логикой и последова­тельностью, но и с под­линной правдой и верой.

Б) Благодаря ежегодного обильного плодоноше­ния, морозостойкости, способности легко раз­множаться, слива полу­чила широкое распро­странение на территории России.

В) Знаменитая Нижегород­ская ярмарка открыва­лась ежегодно, прини­мавшая людей со всей России.

Г) Совершенно понятно, почему каждый владе­лец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.

Д) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художни­ками создаются произ­ведения пейзажной жи­вописи.

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричаст­ным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт…раться               отр…слевой               зап...реть        ин…рционный           в… негрет

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную бу­кву.

о… белил, по..ставить                      и..целить, во..петь                             пр…молк, пр…успел

поз..вчера, под..брал                        пр…писал, пр…добрый

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

придирч…вый           опасл…вый                наста…вать                магни...вый                выносл…вый

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

закваш…нный            ископа…мый измуч…нный             расслаб…шься          подвергн...шься

 

12.Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими служ­бами, которой часто так (не)хватает.

Достичь (не)ограниченной никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычис­лений.

Под вычислительным облаком понимается структура из (не)исчислимого множества компьютеров и серверов, соединённых между собой.

Учитель, (не)смотря в журнал, перечислил фамилии всех учеников, хорошо и отлично выполнивших письменную работу. Где только (не)побывали туристы в течение последних лет!

 

13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспе­чивают доступ к сети в любое время и почти в любом месте и в ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сай­тов.

На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям.

В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древ­нее в мире письмо — глиняную табличку с клинописью: КТО(ТО) четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов.

Следует иметь (В)ВИДУ, что бумага долгое время оставалась доро­гой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и очень трудоёмким.

(С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1)а на все языки мира, много раз экранизирова(2)а и поставле(3)а на сцене, известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, прекрасно иллюстрирова(4)а.

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Дома с дивными наличниками на окнах и ажурными дымниками на крышах и расписными или резными воротами и узорчатыми решётками над крыльцом словно обступают нас.

2) Преданность своей малой родине и интерес к исследованию её ис­тории и быта культуры и искусства сохранились и в современном поколении горожан.

3) Много было в Шуе кожевенных и овчинно-шубных и мыловарен­ных мастерских.

4) Перед домом в Плёсе расстилалась широкая гладь Волги с её не­повторимыми закатами рассветами с бесконечным простором за­речных далей.

5) Солнце пряталось за холодные вершины и мягкий туман начи­нал расходиться в долинах.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. М. В. Ломоносов (1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригиналь­ное.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) большим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая. На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащую­ся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экза­меную — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю:  вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждо­го слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в дерев­не, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и оче­рёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Турге­невым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без голо­вы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксако­ва. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он су­ществовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное ме­мориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пят­надцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а дава­ли в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо бы­ло надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробу­дила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так ве­лико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, оша­рашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно пе­реливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (ЗО)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собст­венному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есе­нин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский совет­ский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1)  При чтении текстов различного содержания люди пользуются разными методами.

2)  Современные молодые читатели, в отличие от их родителей, ак­тивно пользуются методом скорочтения.

3)  Молодым читателям трудно понять прелесть произведений С.Т. Аксакова.

4)  Метод скорочтения подходит прежде всего для чтения высокоху­дожественных произведений.

5)  Произведения великих русских поэтов, прозаиков, xудoжникoв пробуждают в людях любовь к Отечеству.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1)  Предложения 2-4 содержат доказательство того, о чём говорится в предложении 1.

2)  В предложениях 5-6 содержится рассуждение.

3)  Предложения 13-17 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 12.

4)  В предложении 21 содержится повествование.

5)  В предложении 28 содержится описание.

 

22. Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм.

 

23. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью личного местоимения, синонимов и противи­тельного союза. Напишите номер этого предложения.

 

24. «Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) _____ («добрые и светлые чувства» в предложении 26), (Б)______ («омывается душа» в предложении 27), а также синтаксическое средство — (В)_______ (предложение 29). Ещё одно синтаксическое средство — (Г)_______ (предложение 32) — подчёркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя».

Список терминов:

1)         риторическое обращение

2)         сравнение

3)         риторический вопрос

4)         ряд однородных членов

5)         эпитеты

6)         противопоставление

7)         метафора

8)         литота

9)         антонимы

Вложения
Download this file (Вариант 9 (ЕГЭ-2015).docx)Вариант 9 (ЕГЭ-2015).docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3361050

Кто на сайте

Сейчас 108 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru