Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 8

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 18
ХудшийЛучший 

Вариант 8 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<...> они помогают растени­ям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Север­ной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно приле­гающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нек­тар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3) Также колючки помо­гают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)      Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушли­вых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.

2)      Острые и растопыренные колючки защищают растения от поеда­ния животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.

3)      Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам вы­жить в засушливых областях Америки.

4)      Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.

5)      Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, кото­рым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поеда­ния животными, от перепадов температур, а также создают тень.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это - слово (сочетание слов).

Следовательно,         Именно           Хотя               Иными словами,        Зато

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствую­щую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1)                  Крупная административно-территориальная единица. Москов­ская область.

2)                  Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая об­ласть науки.

3)                  Часть страны, территории. Северные области Европы.

4)                  Отдельная часть организма. Боли в грудной области.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

слИвовый       клалА             сОгнутый                   вручИт                       надОлго

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Все растущие вокруг кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными ВОДЯНЫМИ жемчужинами.

В этом году сборная школы по футболу ВОСПОЛНИЛАСЬ двумя но­выми игроками — учениками одиннадцатого класса.

Сначала необходимо ВЫДЕЛИТЬ заархивированный файл, а затем перейти в режим просмотра архива с помощью кнопки «просмотр».

Тяжёлые, ГЛИНИСТЫЕ почвы, пониженные участки рельефа, тор­фяники непригодны для выращивания войлочной вишни.

Скамейка — незаменимый атрибут в дизайнерском решении при оформлении территории, ведь на красивой, удобной, ДОБРОТНОЙ скамейке всегда приятно отдохнуть.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы.

 

6. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСОТЫЙ посетитель                ГЛУБОЧАЙШИЙ в мире                 БОЛЕЕ ШИРОКО

ИХНИЕ заботы                                 молодые ИНЖЕНЕРЫ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)Студенты-дипломники Веймарского универси­тета создали компьютер­ный проектор, который показывает как кино­фильмы, а также теле­передачи на любой по­верхности.

Б)Создавая пейзажные за­рисовки, художниками запечатлевается красота России.

В)Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы дру­гих.

Г)Благодаря антибиотиков многие заболевания пе­рестали быть смертельно опасными для человека.

Д)Рука гравёра с инстру­ментом, как правило, двигается мало: лежа­щая на специальной по­душке, перемещается пластина

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор...слевый           предпол…жение        подск...чить    соб. ..рательный        г…ристый

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена од­на и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..высил, пр..тушить          р…зойтись, от…брать                      бе…шумный, во…петь

О...гибал, по...стеречь                      пр..чал, пр…возмочь

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Растра…ваться          причудл…вый           опрометч.. .вый         устар.. .вать   вздраг…вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Разруш…нный           отча..шься                 неумолка.. .мый         выглаж...нный            рассерд…шься

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Огромная по площади могущественная Римская империя, на терри­тории которой в наши дни находится более тридцати государств, (не)могла существовать без дорог.

Работа Юрия Кнорозова о расшифровке письменности майя была настолько впечатляющей, что молодому учёному присвоили звание (не)кандидата, а сразу доктора наук.

(Не)смотря на препоны, из века в век печатная книга набирала силу: типографские станки совершенствовались, а бумага дешевела.

(Не)выходя из дома, сегодня можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных зако­ном пособий и компенсаций.

На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки — настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места.

Древние римляне славились умением строить первоклассные доро­ги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА: часть дорожной сети, постро­енной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по пря­мому назначению вплоть до начала XX века!

Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не ката­пульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр.

Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагрева­ется (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобре­тении Дагера, которое было запатентова(3)о в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые  фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)                 Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.

2)                 Городская интеллигенция и работники музеев приложили нема­ло усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.

3)                 Древний Городец известен не столько почтенным возрастом жи­телей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленни­ков сколько мастерами-ремесленниками.

4)                  Художники Городца на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцую­щих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.

5)                  Современную Красную площадь невозможно представить без яр­кого нарядного девятиглавого Покровского собора.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в сол­нечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Насыщенная деловая программа (1) в рамках (2) которой (3) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (4) по традиции сопровож­дала выставку компьютерной техники.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправ­ляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в де­ревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябин­ку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на кру­том заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных лис­точков и две мятые розетки ягод. (6)Посаженная во дворе, под окном, ря­бинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каж­дое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась — глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свири­стелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыска­ли, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останет­ся, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огоро­ду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розе­ток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая ря­бинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и на­кормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают — не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут — медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархат­ные листья — и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула вы­ходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я — добле­стный хозяин — к тётке присоединился.

(ЗО)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни кален­дулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участ­ком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, уви­дел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.

(ЗЗ)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и приволь­но.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (36)Пробовал посадить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, само­севом нигде не всходят.

(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благо­дать всякую.

(По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 гг.) — российский писа­тель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1)   Рассказчик с удовольствием сажает и выращивает на своей земле деревья, потому что они дарят красоту, дают корм птицам.

2)    В своём деревенском огороде рассказчик сажает и выращивает только дикие растения, а не окультуренные, из питомников.

3)    В огороде рассказчика растут разнообразные деревья, кустарни­ки, травы, среди которых рябина, калина, медуница.

4)    Другое название календулы — лекарственные ноготки.

5)   Медуница, в отличие от календулы, в огороде рассказчика хоро­шо размножается самосевом.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1)                  В предложении 2 изложена причина того, о чём говорится в предложении 3.

2)                  В предложениях 4-6 представлено рассуждение.

3)                  Предложение 21 содержит аргумент к высказанному в предло­жении 20 утверждению.

4)                  В предложениях 24-26 представлено рассуждение.

5)                  Предложение 30 включает описание.

 

22. Из предложений 34-35 выпишите синонимы (синонимическую пару).

 

23. Среди предложений 28-33 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения

 

24. «Чувствуя душу растений, Виктор Астафьев стремится передать читателю своё восприятие природы. Речь писателя образна, эмо­циональна, насыщена разнообразными средствами выразительно­сти. Говоря о природе как о живой, подчёркивая её красоту, автор использует лексическое средство выразительности — (А)_______(«глаз не оторвать» в предложении 7), а также тропы: (Б) _________(«душа вещей», «душа растений» в предложении 20), (В)_________      («скорбная земля» в предложении 30). А говоря об отноше­нии человека к природе, автор использует такой троп, как (Г) ________(предложение 29)».

 

Список терминов:

1)    ирония

2)    сравнение

3)    литота

4)    фразеологизм

5)   диалог

6)    противопоставление

7)    метафоры

8)    эпитет

9)    антонимы

Вложения
Download this file (Вариант 8 (ЕГЭ-2015).docx)Вариант 8 (ЕГЭ-2015).docx[ ]33 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3394260

Кто на сайте

Сейчас 78 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru