Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 5

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 14
ХудшийЛучший 

Вариант 5 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 -3.

(1)    Технология — это совокупность знаний и процедур, кото­рые человек использует для улучшения своей жизни и обеспе­чения поступательного движения общества вперёд, развития. (2)   Ещё с доисторических времен человек старался преобразо­вывать окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3) <...>, технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти ин­струменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах челове­ческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.

2) Человек с доисторических времён старался преобразовывать ок­ружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.

3) Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.

4) Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготов­ления необходимых для жизни предметов.

5) Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструмен­тов, методах их использования и применяемой при этом энергии — создавали технологию.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому     К сожалению     Таким образом                    Во-первых Наоборот

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены зна­чения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствую­щую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а, м.

1)  Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Матери­ал для наблюдений.

2)  Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Ма­териалы следствия.

3)  Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.

4)  Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначен­ное для шитья. Шерстяной материал.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

намЕрение     позвОнит          надОлго          бАнты         сОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуицией и всегда действу­ет с учётом изменившихся условий.

Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.

Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отды­хающие чувствовали себя КОМФОРТНО.

Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направился к своей хижине, радуясь, что построил её под плотным навесом.

В следующем году ОТБОР игроков в команду юниоров будет осуще­ствлять известный тренер, несколько лет назад завершивший карь­еру футболиста блестящим матчем, в котором принёс своей команде три очка.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСТА экземплярами                     ПОЕЗЖАЙ быстрее

несколько ЯБЛОНЬ                              ИХ победа            НАИБОЛЕЕ УДАЧНО

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теп­лее, а проживание в нём — экономичнее.

Б) Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие рус­скому сердцу.

В) Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изобра­жает не только вещи, а со­бытия и явления.

Г) Каждый из создателей это­го фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

Д) Сразу по приезду в Колом­ну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение пред­ложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

устр…миться     разл…жить     проск...чить      д…тальный      укр…щать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную бу­кву.

в..йти, зан..весить             пр..шить, пр..умный                  и..пытать, ра..цвет

на..колоть, о..брось          пр..милый, пр..крепил

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

податл...вый      залеч. .вать     уклонч...вый      корч...вать         подстра...ваться

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

утрач…нный           оберега...мый           замаяч...шь            наклоня…шься          разруш...нный

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда наконец из-за низких туч выглянуло солнце, миллионы ра­дужных переливающихся искр засияли на (не)тронутой ничьими следами белизне снега.

(Не)смотря на «домашний» характер, собрания в доме Олениных имели значительное влияние на состояние литературы и театра. Товарищи, (не)увидев разожжённого костра, пожурили меня за бес­печность.

Попытки заделать образовавшуюся в лодке течь (не)увенчались ус­пехом.

В 1904 году никому (не)известный историк обнаружил в бумагах но­тариуса, которые хранились в генуэзском архиве, один весьма лю­бопытный факт.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В Японском море, (В)БЛИЗИ Курильских островов, часто встречает­ся небольшая, но очень опасная медуза, которую местные жители КОГДА(ТО) назвали крестовичком за крестообразное расположение четырёх тёмных радиальных каналов.

Оперативная память — это рабочая область для процессора компью­тера, в которой (ВО)ВРЕМЯ его работы хранятся программы и дан­ные и которая является для них только временным хранилищем, ПОТОМУ(ЧТО) данные и программы в ней сохраняются только при включённом компьютере или до нажатия кнопки сброса.

Если придётся защищать свою страну, то ГДЕ(ТО) в глубине сердца мы будем знать, что защищаем и этот лесной задумчивый край, научивший нас видеть и понимать прекрасное, КАК(БЫ) невзрачно на вид оно ни было.

ЧТО(БЫ) ежедневно затрачивать меньше усилий, (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человек старался механизировать свой повсе­дневный труд, для чего использовал устройства и механизмы, кото­рые поначалу были очень простыми, но постепенно усложнялись и достигли наконец сегодняшнего уровня технического совершенства.

В жаркий (ПОЛ)ДЕНЬ по узкой тропинке вдоль поля, густо засеян­ного золотистой рожью, к видневшейся (В)ДАЛИ деревеньке нето­ропливо шла, прикрываясь от солнца зонтиком, молодая женщина, одетая в белое кисейное платье.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Необъезже(1)ая лошадь всё норовила сбросить отчая(2)ого седо­ка, а он, посылая зрителям воздуш(3)ые поцелуи, бесстраш(4)о де­монстрировал им приёмы цирковой езды.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) За спиной царя на холсте нет ни поля боя ни морского сражения ни дворцовых покоев с уходящими вдаль зеркалами.

2) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и пре­красно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера.

3)  Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям.

4)  Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес.

5)  Солнце закатилось и без промедления вступила в свои права тём­ная южная ночь.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Пётр I (1) подбирая себе помощников (2) стремился выделить людей (3) имеющих разносторонние интересы и склонность к уче­нию (4) готовых верой и правдой служить Отечеству.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложениях должны стоять запятые. Пловец (1) видимо (2) снова запутался в прибрежных водорос­лях. Но на этот раз (3) к счастью (4) всё обошлось благополучно.

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Сплошная трёхэтажная полоса жилых корпусов (1) на углах (2) которых (3) выстроены четыре небольшие церкви с золотыми купо­лами (4) окружает широкий двор Смольного монастыря.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позво­ляли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случа­лось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, по­ка ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4) А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана суще­ствовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

(5) На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека века­ми и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.

(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и воз­можна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до роди­тельского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в за­плечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, го­лодном общежитии.

(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

—    (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!

—   (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.

(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие му­ки, было мне уже безразлично.

(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

—    (22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели совсем ни­чего не принёс?

(24)Я рассказал им, как было дело.

—    (25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.

—    (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофё­ра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?

—   (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.

- (30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть

(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг на­чал орать, наступая то на одного, то на другого.

—    (33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у ме­ня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается.

(36) При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый за­мок.

(37) Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вло­женное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с кото­рой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ре­бят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.

(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

—     (41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распо­рядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь во­шла в полную силу.

(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.

(По В. Солоухину)

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997 гг.) — русский писа­тель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии пи­сателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1)  Студенты давно собирались сбить замок с Мишкиной тумбочки, чтобы конфисковать его продукты.

2)  Рассказчик отправился домой, чтобы принести товарищам кара­вай хлеба.

3)  Мишка сам захотел, чтобы ребята — соседи по комнате — прове­рили его тумбочку.

4)  Мишкин отец доставал продукты, используя своё положение на­чальника склада.

5)  Товарищи рассказчика, несмотря на голод, пытались уговорить его не ходить в деревню за хлебом.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1)                  Предложение 2 объясняет содержание предложения 3.

2)                   В предложениях 10-11 содержится повествование.

3)                   Предложения 37-38 включают описание состояния человека.

4)                   В предложениях 39-40 представлено рассуждение.

5)                   В предложениях 44-46 представлено описание.

 

22. Из предложения 40 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

23. Среди предложений 32-38 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого пред­ложения.

 

24. «Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор досто­верно передаёт его состояние, используя синтаксическое средство выразительности — (А)_______________(в предложениях 37, 38) и троп— (Б) _________(«как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37, «тёмной волной» в предложении 38). (В)__________(«жадюги», «хапуги» в предложе­нии 28) и троп — (Г) ________(«бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отно­шение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен со­вершить низкий поступок».

Список терминов:

1)                  анафора

2)                   сравнение

3)                   диалектизмы

4)                   фразеологизмы

5)                   парцелляция

6)                   эмоционально-оценочные слова

7)                   ряды однородных членов

8)                   литота

9)                   эпитет

 

 

Вложения
Download this file (Вариант 5 (ЕГЭ-2015).docx)Вариант 5 (ЕГЭ-2015).docx[ ]41 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3423952

Кто на сайте

Сейчас 10 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru