Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Педагоги и ученые критикуют новоиспеченную концепцию филологического образования в школе

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
В Ульяновске проводится Всероссийский фестиваль педагогического мастерства "Литература – духовно-нравственная основа России". В рамках него проходит Съезд Ассоциации учителей литературы и русского языка. На нем, в частности, обсуждают новую концепцию филологического образования в школе. Между тем, за пределами мероприятия документ уже вызвал негативную реакцию профессионального сообщества. Новую программу называют политически ангажированной.

Как сообщает Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика", главред газеты "Вести образования", документ подготовлен Общероссийской общественной организацией "Ассоциация учителей русского языка и литературы".

- Текст этой концепции рассылался от имени Исполкома Ассоциации, с указанием, что обсуждение продлится до 15 ноября, - сообщает Александр Адамский на сайте "Эврики". - Материал уже вызвал неоднозначную реакцию учителей и экспертов... Статус этого документа не определен, и, к сожалению, в нем много нормативной путаницы. Обязательным названо то, что не имеет механизма установления обязательности, а как поправки в стандарт этот материал не обозначен. Кроме того, расчёты по часам сделаны без предложений, что нужно сократить, и много других неувязок и неточностей.

По словам научного руководителя, самое главное – вместо права на выбор учителем материала для выполнения требований к результатам освоения образовательной программы, согласно ФГОС, предлагается безальтернативный список произведений для обязательного изучения на уроках литературы.

"Это означает, что снова придет инспектор из роно, областного или федерального министерства и будет контролировать, то ли произведение, на том ли уроке вы проходите, - добавляет эксперт. - Глубоко символично, что соблюдение советских норм в преподавании литературы будут обсуждать именно в Ульяновске, на родине вождя мирового пролетариата".

На сайте представлена дискуссионная площадка по поводу обсуждаемой концепции - на ней собрано около десятка отзывов педагогов и ученых. Все они подвергают документ критике, отмечая по ходу более или менее заслуживающие внимания моменты, но по большей части все же критике.

Фрагмент отзыва Елены Романичевой, кандидата педагогических наук, доцента, Заслуженного учителя РФ, профессора МГПУ: "...Что же несет данная Концепция учителю? Полную дезориентацию, потому что она "перпендикулярна" ФГОСам. На что должен ориентироваться учитель в следующем году? На ФГОС? На Концепцию? Стоит ли приниматься за составление новых рабочих программ или это уже (еще?) неактуально? Авторы вроде как сами понимают неопределенность статуса разработанного документа, поэтому заявляют: "Позитивные изменения в школьном филологическом образовании зависят от реального внедрения Концепции в качестве нормативного документа, обладающего если не юридической силой, то высоким авторитетом в глазах участников образовательного процесса". Странное противопоставление: значит, можно в принципе подчиняться не закону, а авторитету?... Но...не будем ставить риторические вопросы, лучше поблагодарим авторов за честность и откровенность: профессиональному педагогическому сообществу совершенно отчетливо дают понять: время инноваций в образовании закончилось, все возвращается назад, к доперестроечным временам. Будьте готовы! Как мы ответим на этот призыв – уверена – зависит от нас".  

– Подготовленная концепция... является текстом псевдонаучным и реакционным, - считает  Марина Чубукова, учитель школы "Президент". - Очевидная лозунговость формулировок концепции, посредством которой авторы стремятся обратить внимание на испытываемые страной проблемы в области филологического образования, снижает значимость текста как концептуального, ставя его в один ряд с газетными публикациями-сиюминутками... Жестко сформулированная "гражданская позиция" в отношении преподавания предметов "Русский язык" и "Литература", базирующаяся на маскируемых умышленно или неосознанно националистических воззрениях, оправдывается составителями необходимостью создания единого культурного пространства. За концепцией словно бы стоит образ врага, противодействующего этому единому пространству. Враг не назван. Но понятно, что это те силы, которые вынуждают авторов, защищаясь от предписанных временем и законодательством изменений, оглядываться назад и выдвигать в качестве щита давно усвоенные, а потому узнаваемые и принимаемые социумом идеи, пакуя их в современные языковые формы, используя механизмы языка манипуляций с целью воздействия на аудиторию. Политическая ангажированность программы безусловна.

"Главное, что вызывает сомнения в концепции филологического образования АССУЛ, - это почти полное отсутствие свободы учителя, несмотря на некоторые оговорки и декларации о "ариативности", - отмечает  Татьяна Еремина, педагог Пушкинской гимназии Санкт-Петербурга, Заслуженный учитель РФ, - Похоже, что всё сделано для удобства проверки, для чиновников от образования. Пожалуй, свободы даже меньше, чем было у меня в 70-80 годы… Проведешь урок обучение рецензии после увиденного с детьми спектакля - могут обвинить в нарушении программы".

Полностью отзывы можно (и стоит) прочитать на портале eurekanet.ru. Однако, концепцию обсуждают и за пределами съезда и указанного форума. Так, Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, главный редактор журнала "Литература", высказал свои замечания по поводу концепции на странице в Facebook: "Как и следовало ожидать, из текста Концепции исчезли слова о допустимости разных учебников литературы, которые там были еще месяц назад: "Опыт российской системы образования доказывает целесообразность и эффективность использования в школах РФ нескольких (разных) учебно-методических комплектов, при условии их высокого научно-методического уровня и соответствия требованиям ФГОС. Наличие нескольких учебных линий по предмету не угрожает единству образовательного пространства, если различие УМК проявляется в отборе вариативной части содержания образования, в компоновке и интерпретации учебного материала, разнообразии форм, методов, приемов обучения и не противоречит базовым принципам филологического образования". За этот месяц ветер закрепчал, депутаты разродились законопроектом о едином учебнике, высказался президент - и АССУЛ ничего больше такого крамольного о разных учебниках не пишет...".

Напомним, законопроект о единых учебниках внесла на рассмотрение в Госдуму группа депутатов во главе с Ириной Яровой, председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции. Против законопроекта уже высказались члены Общественного совета при Минобрнауки РФ (не путать с позицией самого министерства), а также педагоги и ряд ведущих экспертов в области образования.

 

http://www.ug.ru/news/13347

Обновлено 06.12.2014 12:12  

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4226318

Кто на сайте

Сейчас 18 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

Возможно, вас это заинтересует


Газетные старости

http://starosti.ru/

обзор русских газет
начала XX века

2 Русское Слово

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости образования

  • Старшие курсы педагогических ВУЗов будут преподавать в школах
    Президент России Владимир Путин считает правильным внести в законодательство поправку, которая разрешила бы старшекурсникам педагогических институтов преподавать в школах.

    На встрече с представителями общественности к главе государства обратилась учительница младших классов из Череповца Виктория Смирнова, которая посетовала на нехватку кадров в школах. Она предложила привлечь к работе студентов педагогических институтов последних курсов, для чего потребуется скорректировать законодательство.

    Путин отметил, что эксперты и депутаты выступали против привлечения к преподаванию специалистов в различных областях именно из-за отсутствия у них педагогического образования. "Но почему не разрешать студентам старших курсов [преподавать в школе], я, честно говоря, не понимаю. Я думаю, что вы правы", - обратился президент к учительнице.

    По его мнению, в законодательство можно внести соответствующее изменение. "Вот это будет поправка Смирновой", - под смех собравшихся заключил глава государства. Обсудить

  • РПЦ: духовное воспитание в школе должно идти круглый год
    Духовно-нравственное образование в школе должно продолжаться весь период обучения, не ограничиваясь 34 часами в четвертом классе. Об этом председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Московского патриархата митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) заявил журналистам на пресс-конференции в ТАСС, посвященной XXVIII Международным рождественским образовательным чтениям "Великая Победа: наследие и наследники", которые в этом году приурочены к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    "Не принят еще в окончательном чтении федеральный общегосударственный образовательный стандарт, и Русская православная церковь высказала свое мнение о нецелесообразности разрушения этой системы духовно-нравственного образования в школах, которая сформировалась сначала как эксперимент, потом как целостная предметная область, которая называется основы религиозной культуры и светской этики. Мы, конечно, говорим о том, что духовно-нравственное воспитание не должно ограничиваться 34 часами в четвертом классе, это должна быть вся школьная линейка", - сказал митрополит. Обсудить

  • За 10 лет иностранных студентов стало в 2 раза больше в ВУЗах РФ
    Численность студентов из-за рубежа в российских вузах с 2010 учебного года по 2019 учебный год увеличилась с 153 тыс. человек до 297,9 тыс. Такие показатели говорят о повышении имиджа российского образования за рубежом, рассказали ТАСС в пресс-службе Министерства науки и высшего образования (Минобрнауки) РФ.Читать полностью » Обсудить

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru