Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 2

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 43
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Лекарственные препараты оказывают воздействие на ор­ганизм, и, чтобы это воздействие не обратилось во вред, их нужно принимать только по назначению врача: дело в том, что у разных людей реакция организма на одно и то же лекар­ство может быть неодинаковой. (2)<...> у некоторых людей бывает аллергия на отдельные вещества, содержащиеся в ле­карствах; кроме того, некоторые лекарства нельзя прини­мать одновременно друг с другом или с определёнными про­дуктами. (3)Таким образом, принимая лекарства, нужно строго следовать указаниям врача и не превышать рекомен­дованные им дозы.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)      Лекарства нужно принимать только по назначению врача с учё­том всех его рекомендаций во избежание нежелательных реак­ций организма на их приём.

2)      Человеку необходимо принимать лекарства, которые назначает врач.

3)      У некоторых людей бывает аллергия на определённые вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, ряд лекарств нельзя принимать одновременно друг с другом или с отдельными про­дуктами.

4)      Чтобы предупредить нежелательные последствия, необходимо принимать лекарства только по назначению врача в соответствии с его рекомендациями.

5)      Реакция организма на приём лекарства может быть непредска­зуемой, поэтому следует воздерживаться от их приёма

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Несмотря на это       Зато                Вопреки этому         Хотя               Например

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены зна­чения слова ПРОДУКТ. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте сло­варной статьи.

ПРОДУКТ, -а, м.

1)     Предмет как результат человеческого труда (обработки, перера­ботки, исследования). Продукты производства.

2)     Перен. Следствие, результат, порождение чего-либо (книжн.). Язык — продукт исторического развития.

3)     Обычно мн. Предметы питания, съестные припасы. Молочные продукты.

4)     Вещество, получаемое химическим или иным путём из другого вещества. Продукт горения

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

красивЕйший                         крАны                        положИла                  досУг              пломбировАть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)  Девушка сорвала с головы яркую беретку и небрежным движе­нием ВСТРЯХНУЛА её — яркие брызги дождя разлетелись во­круг, переливаясь в лучах весеннего солнца.

2)  Все предприятия общественного питания обязаны ПРЕДОСТАВ­ЛЯТЬ потребителю информацию о своей государственной регист­рации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

3)  В том случае, если АДРЕСАТ не приходит ,за почтовым перево­дом, посылкой, заказным письмом в течение пяти суток, почто­вое отделение направляет ему повторное уведомление.

4)  Чтобы приобрести не только воспитанного, но и ласкового и ИГРИСТОГО щенка, нужно сначала понаблюдать, удаётся ли за­водчику создавать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

5) Люди никогда не должны забывать о существовании в мире не­преходящих, ВЕЧНЫХ ценностей.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

немного ДЛИНЬШЕ      ПЯТИДЕСЯТИ посетителям      несколько АПЕЛЬСИНОВ       ОБЕИМИ руками                ПОСПЕШИТЕ пройти

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Каждый из тех, кому по­счастливилось повстре­чаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его тво­рениями, неизменно ока­зывались под властью его необыкновенного обаяния.

Б) Медикаменты, или лекар­ства, — это вещества, при­меняемые как для лечения болезней, так и травм.

В) Не раздумывая ни мину­ты, отважный всадник по­скакал наперерез сорвав­шегося табуна.

Г) Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьников охватило сильное волнение.

Д) Созданные писателем книги начинают жить са­мостоятельно, причём жизнью активной, про­должительной, исполнен­ной той последовательно­сти, недостающей самому автору.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)     неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2)     нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)     нарушение в построении предложения с несогласо­ванным приложением

4)     ошибка в построении пред­ложения с однородными членами

5)     неправильное построение предложения с деепричаст­ным оборотом

6)     нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)     неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зап…реть          поб…седовать         бл…стящий               подск…зать               расст…лить

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена од­на и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…одолеть, пр...вал                   бе…честный, и...гиб            по…скочить, о...бить         в…йти, под...брать       пр...добрый, пр...бой

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

влюбч…вый     раскле…вать        затуш...вать       кокетл…вый           вздраг…вающий

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

задерж…шься    восторж…нный       закашля….шься         усваива…мый         начерч…нный

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В станках, которые (не)предназначены для быстрого изготовления больших тиражей, отсутствует специальный механизм, который по­зволяет ускорять процесс печати.

Преподавателю (не)удалось встретиться со своими учениками в кон­це недели

(Не)участвующие в игре ребята увлечённо следят за игрой одно­классников и громко выражают им свою поддержку. Силы врага лучше переоценить, чем (не)дооценить. Опустели аллеи старого парка, и уже (не)слышно оживлённого ще­бетания птиц.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

«(В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции», — подвёл профессор итог своим размышлени­ям по поводу высказывания любознательного, обладающего пытли­вым умом студента.

Берёзки (КАК)БУДТО застыли в задумчивости на склоне холма, лю­буясь уносящей свои воды (В)ДАЛЬ рекой.

Известно, что воробей (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня тратит очень много энергии и (ПО)ЭТОМУ не может голодать более двух суток. (ВО)КРУГ разливался духмяный аромат дикой малины, и ТАК(ЖЕ) чудесно, как ночью, звучали где-то в густой листве трели соловья.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стари(1)ые сосуды, изготовле(2)ые средневековыми ремесле(3)иками, были найдены археологами — нашими совреме(4)иками.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)  Стройные берёзки и тонкие осины тянут свои ветки к солнцу и шелестят зелёной листвой.

2)  После дождя весь лес сиял горел и переливался на солнце весё­лыми разноцветными звёздочками.

3)  Река уносит свои воды вдаль и теряется в лугах.

4)  Воспитательница попросила малыша рассказать стихотворение или спеть песню.

5)  В мире есть не только полезное но и красивое

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Величественные белые птицы (1) опускаясь на воду (2) гордо из­гибают шеи и (3) сложив прекрасные крылья (4) царственно плывут по блестящей глади озера

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Между людьми (1) постоянно (2) происходит обмен знаниями, и ключом к получению этих знаний (3) конечно (4) является язык.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Толковый словарь включает слова (1) с помощью (2) которых (3) мы можем называть то (4) что существует в нас и вокруг нас.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Константин давно готовился произнести решительное призна­ние (1) но (2) когда он видел Веру (3) почему-то все подготовленные и много раз произнесённые наедине с самим собой слова (4) сразу улетучивались из его головы.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Скажу «Таня» — и распахнётся что-то... (2)Словно откроешь ут­ром плотные шторы — и свет ворвётся в дом.

(3)С Таней мы знакомы с детского садика: ещё совсем крохами хо­дили в одну группу. (4)Но там я её не помню, а первое воспоминание та­кое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный, яркий крик: кто-то звал меня. (6)Оказывается, это какая-то девчонка ме­ня окликала.

(7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.

(9)Мой отец сказал:

- Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!

(10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всём снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость непри­личной. (13)Хотя, конечно, и приятно...

-(14)Это он стесняется, — громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.

(15)С тех пор живёт в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет соч­ная изумрудная листва... (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зелёном сиянии и мне рукою машет.

(17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет.(18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на неё с таким чувством... (20)Словно знал про неё какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.

(21)Таня расцветала. (22)Большие, ясные глаза её сияли драгоцен­ным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у неё была родинка — очень ми­лая, какая-то родная. (24)Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая...

(25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на её выступления...

(27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчо­нок: душевных, прекрасных, наделил её лучшими качествами — и поте­рял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важ­ные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт... (29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с однокласс­никами, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.

(30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревь­ях, и тогда я нашёл стихотворение японского поэта о прожилках на ли­стьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывает их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал...

(32)Потом я долго не приезжал домой, не видел её, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городке.

(34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (36)Однажды учи­тельница нам сказала на классном часе:

- А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимна­стике...

(36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить ме­жду рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат — с гордо отставленной головой. (37)Осанка у неё все­гда была прекрасной...

(38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню — громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глаза­ми. (39)Я подумал: Таня — настоящая красавица! (40)И отвёл глаза.

(41)  Почему-то мне казалось, что это всё Таня делает специально для меня.

(42)  Наверное,  я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие пес­ни относятся очень лично к каждому:

Хоть та земля теплей,

А родина милей,

Милей — запомни, журавлёнок, это слово!

(44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моём эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке?

(По Ю. Нечипоренко *)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский про­заик, арт-критик, художник, культуролог.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1)  В детстве рассказчик не почувствовал при встрече с Таней такой же радости, какую испытала она.

2)  Детская встреча с Таней оставила в душе рассказчика яркое вос­поминание.

3)  Стеснительность не позволила рассказчику установить с Таней дружеские отношения.

4)  Рассказчику казалось, что на классном часе Таня исполняла пес­ню лично для него.

5)  Слова песни, которую исполняла Таня, написал И.Д. Шаферан.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1)  В предложениях 1-2 содержится повествование.

2)  Предложения 10-12 содержат рассуждение.

3)  Предложения 15-16 включают описание.

4)  В предложениях 22-23 представлено описание.

5)  В предложениях 35-36 представлено рассуждение.

 

22. Из предложений 39-41 выпишите фразеологизм.

 

23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыду­щим с помощью союза, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек­ста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом, фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

 

24. «Описывая одно из самых ярких воспоминаний детства, автор ис­пользует изобразительно-выразительные средства — тропы: ________(А)     («пронзительный, яркий крик» в предложении 5, _________«сочная изумрудная листва» в предложении 15), (Б)           ________(«живёт в душе... воспоминание», «горит... ли­ства» в предложении 15) и (В)_________(«словно взлетает» в предложении 16). Автор старается наиболее полно воссоздать неза­бываемый образ девочки, оставшийся в его памяти, и с этой целью использует синтаксическое средство — (Г)_________(например, в предложениях 25, 36, 38)».

Список терминов:

1)

парцелляция

2)

метафоры

3)

ряды однородных членов предложения

4)

разговорная лексика

5)

лексический повтор

6)

диалог

7)

эпитеты

8)

восклицательные предложения

9)

сравнение

 

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные на­блюдения (учитываются первые два аргумента). Объём.сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пере­сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

 

 

Вложения
Download this file (Вариант 2 (ЕГЭ-2015).docx)Вариант 2 (ЕГЭ-2015).docx[ ]43 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3493576

Кто на сайте

Сейчас 38 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru