Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Урок рефлексии "Н и НН в разных частях речи"

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

Урок русского языка на тему
«Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Аннотация

Данная методическая разработка направлена на самостоятельный поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных с написанием НН и Н в суффиксах разных частей речи. Она может быть использована на уроке в 6 классе при изучении темы «Причастие», в 7-9 классах при устойчивости ошибок в данной орфограмме, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Актуальность темы заключается в том, что правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка. В «Методических рекомендациях по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка», подготовленных И.П.Цыбулько на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ, говорится, что задание А13, проверяющее умение делать верный выбор в написании -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи, является традиционно сложным заданием экзаменационной работы. По мнению автора, «это обусловлено тем, что умение применять на практике правила орфографии основывается на умении правильно определять в тексте части речи и формы слов, а также разбирать слова по составу. Пробелы в знании морфологии, морфемики и словообразования (лингвистическая компетенция) неизбежно сказываются и на результатах выполнения задания, проверяющего орфографические правила» [5, 9].

Сложность эта связана и с тем, что ученик должен не только овладеть большим объемом предметных знаний и предметных действий, но и владеть общими приемами познавательной деятельности, к которым относятся логические приемы мышления (подведение под понятие, умение выделять существенные и несущественные свойства у изучаемых явлений и понятий, приемы доказательства, др.) и психологические умения (умение запоминать, быть внимательным и др), а также такие действия, как планирование, контроль, оценивание, корректирование свой деятельности. Все эти действия входят в умение учиться. Учащиеся должны, выполняя новое действие, контролировать ход выполнения, опираясь на данный им образец. Контроль неизбежно требует оценивания – насколько правильно выполняется это действие. В случае обнаружения отклонения, ошибки, учащийся должен уметь скорректировать выполнение действия. В умение учиться обязательно входит и знаково-символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эта группа действий, с одной стороны, является общей, так как необходима при усвоении любого учебного предмета. Но в то же время каждый предмет, в том числе и русский язык, имеет свою систему знаковых средств, которые ученик должен уметь использовать в процессе усвоения [4, 93].

В связи  с тем, что предметные знания и действия, а также общие приемы познавательной деятельности у всех  учеников сформированы на разном уровне, желательно, чтобы они овладели методом коррекции собственных действий. Наиболее эффективным для формирования этого умения является проведение уроков рефлексии, на которых обучающиеся получают возможность найти свои ошибки, понять их причину, скорректировать свои действия. После этого заметно повышается качество усвоения учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Кроме того происходит перенос накопленного на этих уроках опыта работы над ошибками на другие темы и другие учебные предметы.

При планировании уроков рефлексии следует иметь в виду, что большую часть урока ученики должны работать самостоятельно, а учитель должен создать условия, которые бы обеспечили эффективность этой самостоятельной работы. Электронные образовательные ресурсы являются лучшим средством для решения этой задачи. На данном уроке используются:

- электронное приложение для 6 класса, входящее в УМК «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской;

- тесты, созданные в программе Hot Potatoes;

- интеллект-карты, разработанные в программе XMind.

Для использования методической разработки урока необходимо установить эти программы на компьютер со следующих сайтов: http://www.xmind.net/, http://hotpot.uvic.ca/,  www.drofa.ru

и использовать браузеры Google Chrome или Mozilla Firefox.

Тема программы: «Причастия»

Тема урока: «Правописание НН и Н в суффиксах различных частей речи».  6 класс.

Тип урока: урок рефлексии

Цели образовательные:

- предметные: формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи.

- метапредметные: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

- личностные: становление смыслообразующей функции познавательного мотива, формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Материально-техническое обеспечение урока: распечатки схемы алгоритма определения Н или НН,  Приложения 4, Листов достижения по теме, компьютеры на каждую пару учеников, на которые установлены электронное приложение для 6 класса, входящее в УМК «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской;  программа Hot Potatoes; программа XMind, Папка для ученика (с заданиями и тестами для самостоятельной работы).

 

Технологическая карта урока

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа:

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности.

- Вчера вы, ребята,  писали проверочную работу (Приложение 1). Какую информацию мы с вами должны были получить в ходе ее выполнения?

- Вы можете предположить уровень ваших знаний и умений на данный момент? Возьмите, пожалуйста, Листы достижений (Приложение 2), напишите свою фамилию и на оси координат укажите свой предполагаемый уровень.

(Спрашиваю у 2-3 учеников, что они поставили и почему они думают, что справились/не справились с работой).

Познавательная

Осуществляемые действия: устанавливают причинно-следственные отношения между отметкой и собственным умением.

Формируемые способы деятельности: определение проблемы

Коммуникативная

Осуществляемые действия: высказывают свои предположения,  слушают собеседника

Формируемые способы деятельности:

умение формулировать собственное мнение

Регулятивная

Осуществляемые действия:

фиксируют предполагаемый результат проверочной работы.

Формируемые способы деятельности:

осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

2. Этап актуализации

Цель этапа:

подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

- Сегодня мы проводим урок рефлексии. Скажите, на что будет направлен наш урок? (должны осознать, с чем связаны ошибки и попробовать решить эту проблему).

- На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с алгоритмом коррекционных действий. Вспомним его (Приложение 3). На ваших столах лежат пазлы. Сложите из них последовательность коррекционных действий (работа в паре).

(После завершения работы учитель предлагает одной из пар представить свой результат, чтобы другие могли проверить).  Они также могут проверить, открыв файл «Алгоритм коррекционных действий» в Папке ученика. Затем раздаются листочки с проверочной работой).

- А теперь посмотрите ваш реальный результат. Отметку я не ставила. Но вы видите вынесенные на поля ошибки и знаете критерии оценки работы. Укажите на оси координат свой реальный уровень.

- Кто доволен своим результатом? А кто разочарован? Совпадает ли он с предполагаемым результатом?

Объясню, почему не выставила отметку. Вы видите, что красных пометок гораздо больше, чем ошибок. Это говорит о том, что при рассуждении вы делаете много ошибок. И часто опираетесь не на правило, а на удачу. Вот почему у некоторых часто отсутствует обозначение орфограммы.

Познавательная

Осуществляемые действия: повторение алгоритма коррекционных действий

Формируемые способы деятельности: структурирование знания

 

Коммуникативная

Осуществляемые действия: активное слушание одних и монологические высказывания других,

Формируемые способы деятельности: умение договориться и прийти к общему решению в совместной деятельности

Регулятивная

Осуществляемые действия: фиксируют реальный результат проверочной работы.

Формируемые способы деятельности: осуществление познавательной рефлексии

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель этапа:

осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Что надо знать и уметь, чтобы правильно писать Н или НН в разных частях речи? (уметь различать части речи, знать правила, уметь действовать по алгоритму, знаково фиксируя результат мышления).

Оцените себя предварительно во владении каждым из этих умений  в Листе достижений.

- Теперь проверим, адекватно ли вы себя оцениваете. Начнем с частей речи, работая со словосочетаниями проверочной работы. Оформим результат в виде таблицы (Приложение 1).  Сколько граф лучше в ней сделать? (6, по количеству частей речи и их форм). Что еще должны учесть? (ограниченность времени для размышлений). Вам дается пять минут для выполнения этой работы. Вы должны распределить по столбикам все слова, обозначить орфограмму.

- Проверка по образцу (файл в Папке ученика).

- Оценка по критериям в Листе достижений

*Ученики, у которых не было ошибок в проверочной работе, также выполняют задания для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет. Если при решении они находят ошибки, то присоединяются к основной группе и определяют причины затруднений. Если ошибок нет, выступают в роли консультантов.

Познавательная

Осуществляемые действия: распределяют слова по частям речи, обозначают орфограммы

Формируемые способы деятельности: анализ и классификация на основе существенных признаков

Коммуникативная

Осуществляемые действия: участвуют в диалоге с учителем

Формируемые способы деятельности: владение диалогической формой речи

Регулятивная

Осуществляемые действия:

Оценивают себя предварительно во владении основными умениями в Листе достижений. Затем после выполнения задания и проверки по образцу, оценивают себя по критериям на той же шкале, выявляют реальный уровень сформированности отдельных умений.

Формируемые способы деятельности: умение анализировать условия достижения цели на основе совместно с учителем выделенных ориентиров, осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель этапа:

постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Теперь вы можем определить, в чем причина ваших затруднений?

Учитель предлагает 2-3 ученикам назвать причины, которые они выявили при выполнении работы.

 

- Если разные причины, значит, разными будут индивидуальные цели коррекционной работы.

Учитель просит 2-3 учеников назвать причину и, исходя из нее, сформулировать цель. Например, причина в том, что ученик не совсем овладел умением различать части речи. Значит, его цель: совершенствование умения различать части речи.

Учитель просит сгруппироваться по рядам в соответствии с целями (здоровьесберегающий момент). На 1 ряду садятся те, у кого проблемы с частями речи. На 2 ряду – со знанием правил. На 3 ряду – с применением алгоритма. Это позволит более эффективно организовать работу консультантов, в роли которых будут выступать ученики, у которых не было ошибок.

- Итак, определили причины, сформулировали цель. Что дальше? (строим проект коррекции затруднений).

- Так как это очень сложный этап и мы только учимся, я предлагаю вам 2 варианта проектов по каждой цели (Приложение 4). Они различны по уровню. Вы сами должны определить, с какого лучше начать. Вы можете начать с 1 варианта, а затем дома поработать над вторым. Но можете на основе этих вариантов выстроить свой проект. Если у вас возникают затруднения, обращайтесь к консультантам или учителю.

Все материалы для работы хранятся в Папке ученика в компьютере на рабочем столе. Во-первых, здесь есть схема алгоритма действий. Она же у вас на столе в распечатанном виде. Этот же алгоритм, но несколько в другом виде в файле со значком

Также вам нужно будет Электронное приложение для 6 класса к УМК М.М.Разумовской, электронные тесты, разработанные в программе Hot Potatoes.

И учебник для 6 класса.

Познавательная

Осуществляемые действия: формулирование проблемы

Формируемые способы деятельности:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативная

Осуществляемые действия: 2-3 ученика называют причины, которые выявили при выполнении работы.

Затем формулируют индивидуальные цели.

Формируемые способы деятельности: умение строить монологическое высказывание, умение

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивная

Осуществляемые действия: строят проект коррекции затруднений на основе Приложения

 

Формируемые способы деятельности: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

 

5. Этап самостоятельной реализации построенного проекта с одновременным обобщением затруднений во внешней речи

Цель этапа:

осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Наблюдает за тем, как учащиеся реализуют свой план действий в группе, проговаривая свои действия во внешней речи.

Познавательная

Осуществляемые действия: работают по плану, проговаривая свои действия во внешней и внутренней речи

Формируемые способы деятельности:

умение давать определение понятиям,

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств для решения задач, структурирование знания, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативная

Осуществляемые действия: 1 и 2 задания выполняют в паре

Формируемые способы деятельности:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь контролировать действия партнера, уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение договариваться и приходить к общему решению

Регулятивная

Осуществляемые действия: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме, вносят необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Формируемые способы деятельности:

обучение основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; умение действовать по алгоритму при решении задачи

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели

Наблюдает за учащимися, оказывает помощь в случае обращения учеников.

Познавательная

Осуществляемые действия: выполняют контрольное задание индивидуально

Формируемые способы деятельности: структурирование знания

Коммуникативная

Осуществляемые действия: выполняют задание в материализованной, громкоречевой или умственной форме

Формируемые способы деятельности: уметь использовать речь для регуляции своего действия,

Регулятивная

Осуществляемые действия: опираются при выполнении действия на алгоритм

Формируемые способы деятельности: осуществление итогового и пошагового контроля по результату

7. Этап рефлексии деятельности на уроке

Цель этапа:

осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, консультационной) деятельности.

 

1.Предлагает учащимся на шкале достижений зафиксировать свое продвижение в изучаемом материале

2. Совместно с учащимися уточняют, все ли было учтено на уроке из того, что влияет на сформированность навыка.

3. Подводит к мысли о том, что безошибочная работа с отдельными словами и словосочетаниями на изучаемую орфограмму не всегда говорит о сформированности навыка. Навык проявляется в диктанте, а еще в большей степени – в самостоятельно создаваемых текстах.

4. Предлагает выбрать домашнее задание в соответствии с результатами деятельности на уроке:

1) выбрать и проделать задания из Папки ученика,

2) тренировка в применении умений при написании диктанта (Электронное приложение, § 38,  диктанты (варианты 1, 2);

3) Создание заданий для отработки умения в программе Hot Potatoes

Познавательная

Осуществляемые действия: выбирают домашнее задание

Формируемые способы деятельности: ориентировка на разнообразие способов решения задач

Коммуникативная

Осуществляемые действия: участвуют в диалоге

Формируемые способы деятельности: владение диалогической формой речи

Регулятивная

Осуществляемые действия: на шкале достижений фиксируют свое продвижение в изучаемом материале, намечают цели последующей деятельности

Формируемые способы деятельности: осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 

 

Список использованных источников

1. «Русский язык, 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2013

2. Электронное приложение к УМК «Русский язык, 6 класс» под редакцией М.М. Разумовской – М.: Дрофа, 2013

3. Калинина Е.А. «Новая типология уроков» - http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/reflection-lesson/

4. Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология» - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Цыбулько И.П. «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка» - М, 2013

Первый опыт вебинара. К сожалению, запись получилась не очень, особенно в самом начале.

Обновлено 17.06.2014 18:01  

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 2622470

Кто на сайте

Сейчас 57 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

Гороскоп Мудрецов

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Д.Э.Розенталь Справочник по правописанию и стилистике


К уроку русского языка на других сайтах

_______________________________
___________________________________
.
Раздел "Русский язык"
______________________________________

Хорошо бы купить!

Тестовые задания нацелены на предварительную подготовку школьников к Единому государственному экзамену. В книгу вошел целый ряд тренировочных заданий, аналогичных тем, которые использовались при проведении ЕГЭ в предшествующие годы. Для самопроверки учащихся в конце книги даны ответы на задания первого варианта каждого теста.

Тестовые задания по русскому языку: 5 класс: пособие для учащихся - Богданова Г.А. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru

Цена 170 руб.

Тестовые задания по русскому языку: 6 класс - Богданова Г.А. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru

Цена 171 руб.

Тестовые задания по русскому языку. 7 класс - Богданова Галина Александровна | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru

Цена 170 руб.

Мир словарей

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Ассоциация "Гильдия словесников"