Предпосылки создания романа "Преступление и наказание"
Лектор – Павел Евгеньевич Фокин, заведующий отделом Государственного музея истории
российской литературы имени В.И. Даля «Музей-квартира Ф.М. Достоевского»
В мире, где правят насилие и жестокость, в мире, в котором деньги решают всё... Имеешь ли ТЫ право Взять на себя роль Судьи? "Одна смерть и сто жизней взамен" - вот такая арифметика... Самое страшное наказание - остаться наедине с собой. Окунись вместе с нами в мир гениальной книги, книги на все времена.
Фёдор Михайлович Достоевский "Преступление и наказание". Буктрейлер
Видеоряд: кадры из телесериала "Преступление и наказание" Музыка: Николай Носков "Исповедь"
Мир Достоевского |
|
|
Фёдор Достоевский. "Преступление и наказание" как социально-психологический роман. Электронный учебный курс. Институт "Синергия" |
||
"Преступление и наказание" (1 серия) (1969) | ||
|
«Когда уже некуда больше идти...»
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский изображает столицу тогдашней России в 60—70-е годы, в пору стремительного развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,— все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
Голодный студент чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим... Но дело тут не только в том, что лично его оскорбили. «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.
В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с желтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. II слышатся крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков... анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».
А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи... Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. И, сознавая все это, он только в запое, обрекающем семью на нищету, находит утешение и даже какое-то мучительное наслаждение: «Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу!» Свою исповедь Мармеладов произносит высокими, торжественными словами, напоминающими религиозные легенды о страдальцах и мучениках. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» В этой горячечной восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в «скотском состоянии» его все же считали человеком, достойным уважения. Но здесь важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова широчайший, вневременной и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех «пьяненьких, слабеньких, соромниках», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.
Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьей — все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.
Вот он получает письмо из дому, и становится очевидным, что судьба его матери, его сестры Дуни не более светла, чем судьба Мармеладовых. И, подобно Мармеладову, Раскольников сознает, что виноват неискупимо. Ведь это ему — «надежде и упованию семьи», любимому сыну — мать шлет последние копейки; ведь это ради него — любимого брата — Дуня идет на жертву не лучше «Сонечкина жребия»: решается стать женой омерзительного Лужина...
Перед Раскольниковым встают вопросы, которые давно уже «начали его терзать и истерзали ему сердце»: «А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?.. Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ли ты это?» И ему припоминается вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»
Именно ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотится за нею. И вдруг осознает, что это безнадежно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежной принадлежностью петербургской жизни, о детях, лишенных детства, испакощенных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня.
Но что он может сделать? Страдальцы и сострадающие им представляются Раскольникову бессильными, а мерзавцы, хищники обычно добиваются своего: весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует.
«Возлюби прежде всех одного себя». Герои "Преступления и наказания" Достоевского.
«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Теория Раскольникова.
«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Крушение теории.
«Я себя убил, а не старушонку». Наказание преступника.
«Восстановление погибшего человека».
Источник:
М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы/под.ред. Н.Н.Скатова - М.: Просвещение, 1988.
Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"