Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ Вариант 4

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Вариант 4
Часть 1
А1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бАловать               2) тортЫ                    3) красивЕе                           4) клАла
А2 В каком предложении вместо слова ДЕРЕВЯННЫЙ нужно употребить ДРЕВЕСНЫЙ?
1) На окраине села особняком стояла маленькая ДЕРЕВЯННАЯ избушка с резными наличниками на окнах.
2) Тимофей славился своим умением вырезать для ребят ДЕРЕВЯННЫЕ игрушки.
З) Катерина начала читать письмо намеренно ДЕРЕВЯННЫМ, глухим от скрытого раздражения голосом.
4) Как травяная, так и кустарниковая растительность в горах пышная, зато ДЕРЕВЯННАЯ растительность очень бедна.
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) на триста пятьдесят седьмой странице                             2) эта работа более лучше
3) несколько мандаринов                                                       4) хорошие доктора
А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Создавая живописное полотно,
1) художник использовал масло.                                           2) было использовано масло.
З) использовались масляные краски.                                                 4) работа велась несколько дней.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те, чьим талантом и виртуозностью исполнения музыкальных произведений восхищаются сегодня миллионы благодарных слушателей, преодолели много преград на пути к признанию.
2) Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева — произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутая необычайной поэзией.
З) На больших плакатах, прикреплённых к двум стендам, стоящим по обеим сторонам сцены, были изображены известные всем зрителям условные знаки.
4) По окончании конференции все были приглашены в зал, где должно было состояться выступление виртуозного пианиста.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Она основывалась на теории П. Лапласа, полагавшего, что все планеты Солнечной системы возникли из солнечного вещества, вырванного силой притяжения пролетавшей недалеко от Солнца звезды. (З)Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты, которые затем долго остывали. (4)Земля охлаждалась до тех пор, пока на её поверхности не образовалась кора, и лишь потом из остывшей атмосферы полились дожди, образовавшие разнообразные водоёмы. (5)Таким образом, возраст гидросферы значительно уступал возрасту Земли, а образование гидросферы представлялось сравнительно коротким явлением в жизни планеты. (6)... постепенно накапливались факты, противоречившие этой гипотезе.
А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Гипотеза «горячего» происхождения Земли и гидросферы господствовала до середины ХХ в.
2) Многие факты подтверждали предположение о «холодном образовании планет из вращавшегося вокруг Солнца пылевого облака, в котором возникали сгустки, ставшие зародышами будущих планет.
З) Теория зарождения жизни в океане подтверждена многими фактами.
4) Ученые установили, что горячая плотная атмосфера при наличии твёрдой земной коры - образование очень устойчивое.
А7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Итак                       2) Поэтому                 3) Вследствие этого                         4) Но
А8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) все возникли (предложение 2)                                                        2) которые остывали (предложение 3)
3) разнообразные водоёмы (предложение 4)                                     4) значительно уступал (предложение 5)
А9 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) простое осложнённое                      3) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью
2) бессоюзное сложное                      4) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью
А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова СРАВНИТЕЛЬНО (предложение 5).
1) краткое прилагательное              2) частица                  3) наречие                 4) страдательное причастие

А11 Укажите значение слова СИСТЕМА (предложение 2).
1) порядок, обусловленный правильным расположением частей в определённой связи
2) нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей
3) метод действий, устанавливающий порядок, правила чего-либо
4) техническое устройство, конструкция
А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Создавая свой проект, архитектор стремился к соверше(1)ой законче(2)ости и тщательности, что несколько препятствовало свободе и непринуждё(3)ой лёгкости.
1)1,2               2)1,3               3)1,2,3                        4)2,3
А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) оз...рение, тр...диционный, нап...вать
2) сов...стливый, откр...вение, предост… влять
3) вл...яние, в...ликолепный, разл...чать
4) ск...льзить, подгот...вительный, настр...ение
А14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) в...кружить, бе...корыстный, ра...гореться
2) пред...дущий, дез...нформация, от...скать
3) с...провождение, под...йти, пр...дедушка
4) пр...открывать, пр...брежный, пр...свистывать
А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) вычист. .шь, назнач..вший                                 З) затащ. .шь, обид. .вший
2) посе. .шь, наполн. .вший                                    4) терп. .шь, предусмотр. .нный
А16 в каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. разворач…вать                Б. реч…вой               В. погор...вать                       Г. задумч…вый
1) А, Б            2) А, В            З) А, Г            4) В, Г
А17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Многие люди, выступая перед большой аудиторией, чувствуют себя (не)уверенно.
2) Ребята пересчитали (не)использованные хлопушки и положили их под ёлку.
З) Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.
4) Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.
А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Искусственный спутник Земли (В)ПЕРВЫЕ был выведен в космос в 1957 году, и (В)ТЕЧЕНИЕ последующих лет разработчики космической техники решали серьёзные задачи.
2) ЧТО(БЫ) идущую под парусом яхту при боковом ветре (С)РАЗУ не сносило в сторону, её корпус должен обладать большим боковым сопротивлением.
З) В старину корабли могли перевозить большие грузы только по рекам и озёрам, (ПО)ЭТОМУ (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков основным видом водного транспорта оставались речные суда.
4) Автомобильные заводы заинтересованы в создании гоночных машин, ПОТОМУ(ЧТО) новые инженерные решения, проверенные гонками, (СО)ВРЕМЕНЕМ используются при выпуске серийных моделей.
А19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью ( ) и ему предложили остаться в университете.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
З) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
1)1,2,3                        2)1,3               3)1,4               4)2,4
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.
1)1,2               2)1,3               3)1,2,3,4                     4)3,4
А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну занятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л.Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
А23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

На полотнах А.Г. Венецианова обрели долгую жизнь многие юные жители села Сафонкова: девочка с телёнком и девочка с кошкой, уснувший на пригорке пастушок и мальчики, мастерящие воздушного змея.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.
1)1                  2)1,4               3)2,3               4)2,4

А25 Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (З) на душе у него становилось (4) легко и просторно.
1)1,2               2)1,3               3)1,2,3                        4)2,3,4
А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.

2) В собранных П.М. Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живёт духовная история России.
3) Самые простые вещи, которые он использует, становятся в его рассказах поэтическими образами
4) Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее сада.
А27 Прочитайте текст.
Всем известно, что вырабатываемый пчелами мёд обладает целебными свойствами: натуральный мёд применяют  при лечении простудных, желудочно-кишечных болезней, для заживления ран, и благодаря этому он не потерял своего значения с появлением сахара. Целебные свойства чудесного дара природы связаны с наличием в нём ничтожно малого количества некоторых веществ, выделяемых пчёлами в собираемый нектар. Искусственный мёд, получаемый из смеси различных сахаров и по вкусу не отличающийся от натурального, такими свойствами не обладает.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Мёд применяют при лечении простудных, желудочно-кишечных болезней, для заживления ран, и только благодаря этому он не потерял своего значения с появлением сахара.
2) Искусственный мед, получаемый из смеси различных сахаров, обладает теми же свойствами, которые имеет натуральный.
3) Целебными свойствами обладает только натуральный мёд, содержащий выделяемые пчёлами особые вещества, не потерявший своей ценности с появлением сахара.
4) Вырабатываемый пчелами мёд люди считают чудесным даром природы.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8;С1

(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (З)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».

(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов...

(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда...

(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)Замечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

(1З)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..

(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.

«(20)И тут я слышу то, - вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:

— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи... (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку.

(З0)Мне становится страшно.

- (З1)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.

- (33)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)Записывайте. — (36) Это звучит уже как приказ».

(37)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!

(39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых...
(По С. Сивоконю*)
*Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.
А28 Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Имя С.Я. Маршака до выхода книги Марка Гейзера не было знакомо современным читателям.
2) В годы репрессий был выписан ордер на арест С.Я. Маршака.
3) В произведениях А.А. Ахматовой С.Я. Маршак находил темы для своих новых стихотворений.
4) С.Я. Маршак работал главным редактором журнала «Юность».
А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 7—9 предложения подтверждают суждение, высказанное в 6 предложении текста.
2) В предложении 15 представлено рассуждение.
3) В 30 предложении текста представлено описание состояния.
4) В предложениях 16—23 представлено повествование.
А30 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1)5                  2)7                  3)14                4)38

Часть 2

В1 Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (предложение 1)

В2 Из предложений 39—40 выпишите все предлоги.
В3 Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4 Среди предложений 3—9 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 Среди предложений 6—12 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
В6 Среди предложений 13—20 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
В7 Среди предложений 15—18 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.
В8 «Отмечая существование в литературе устоявшегося представления о С.Я. Маршаке как поэте, автор использует такой приём, как _________ (в предложении З). О разных гранях таланта Маршака автор напоминает с помощью такого лексического средства, как __________ (детский классик Маршак — всемирно известный переводчик — замечательный педагог — воспитатель поэтов» в предложениях 10—12), а о глубинных основах этого таланта — с помощью такого синтаксического средства, как _______  (в предложении 13). Невозможно переоценить самоотверженную преданность Маршака читателю, и это подчёркнуто с помощью такого синтаксического средства, как _________ (предложение 38)».
Список терминов:
1) ирония 2) термины З) контекстныё синонимы 4) цитирование 5) восклицательное предложение 6) олицетворение 7) литота 8) ряд однородных членов 9) риторический вопрос

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3493571

Кто на сайте

Сейчас 34 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru