Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Д.Б.Эльконин. Развитие устной и письменной речи учащихся

Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Незадолго до Великой Отечественной войны Д. Б. Эльконин провел исследование, результаты которого отразил в монографии "Развитие устной и письменной речи учащихся". В 1940 г. книга должна была выйти в свет в виде отдельного тома "Ученых записок Ленинградского педагогического института им. Крупской", но не вышла. Даниил Борисович сохранил гранки, но так и не собрался опубликовать свою первую крупную монографию. Эта книга, написанная около 60 лет тому назад, сегодня издается впервые. Оценим кратко ее содержание.

В те годы в психологии и методике начального обучения бытовало мнение, что письменная речь отличается от устной только техникой и что обучить ребенка чтению и письму означает сформировать у него письменную речь. Даниил Борисович построил свое экспериментальное исследование письменной речи младших школьников в период ее становления (I—IV классы) для того, чтобы показать, что письменная речь отличается от устной как со стороны функционирования, так и со стороны внутреннего строения; она более абстрагирована от ситуации, иначе мотивирована, значительно произвольнее, чем устная речь ребенка. Иное функционирование письменной речи накладывает отпечаток на ее внутреннюю структуру, и прежде всего на отношения между речью и мышлением. Д. Б. Эльконин стремился понять письменную речь в качестве особого способа общения и становления мысли, проследить, как она приобретает психологические характеристики, а не грамматические формы, — в этом он видел смысл психологического изучения письменной речи.

Д. Б. Эльконин продемонстрировал, что максимальные возможности произвольной речи обнаруживаются в свободном письме, а не в списывании и диктовке, которые часто преобладают в формировании письменной речи у младших школьников. Практике свободного письма, по мнению Даниила Борисовича, надо уделять гораздо большее внимание в начальном обучении. Письменная речь дисциплинирует мышление, приучая ребенка к расчленению потока мысли и развернутому ее выражению. Но требование расчлененности мысли выполнимо лишь в том случае, если у ребенка формируется способность ориентироваться на воображаемого читателя, на воображаемую ситуацию общения. Это предполагает одновременное воспитание ребенка и как "писателя", и как "читателя", способного понять авторскую точку зрения, встать на точку зрения другого, выраженную средствами текста. Решение этой двуединой задачи нуждается в совершенно особом понимании содержания и методов работы на уроках чтения.

Недооцененный источник письменной речи — культивируемые в школе устные ответы учащихся перед классом, которые строятся по многим канонам письменной речи: они подробны, адресованы коллективному слушателю, который не реагирует на них непосредственно; они насыщены абстрактным содержанием школьных знаний, рассуждениями, обоснованиями. Но культура специализированной учебной устной речи в школе отсутствует: учитель обычно пересказывает реплики учеников своими словами, снимая коммуникативную направленность ученического ответа. Культура "школьной" речи может быть воспитана при правильной организации совместной учебной работы детей на уроке. Эти практические выводы, сделанные Даниилом Борисовичем, как и общие результаты его давнишнего исследования, до сих пор сохраняют, на наш взгляд, свою актуальность: современная школа все еще не использует резервов речевого развития учащихся.

Первое издание книги "Развитие устной и письменной речи школьников" — это большой подарок учителям и ученым, ценящим все последующее научное творчество Д. Б. Эльконина.

Профессор В. В. Давыдов

 

Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.
Книга представляет собой первую публикацию монографии, написанной Д. Б. Элькониным в 1940 г. по результатам проведенного им обширного экспериментально-психологического исследования развития речи младших школьников. На материале многочисленных экспериментов автор показывает, что письменная речь отличается от устной как по функционированию, так и по внутреннему психологическому строению.

Скачать во вложении

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 2106725

Кто на сайте

Сейчас 11 гостей онлайн

Голосование

Удовлетворены ли вы нынешней системой образования?
 

Гороскоп Мудрецов


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Рабочие программы
по русскому языку
к учебнику М.М.Разумовской
(ФГОС)

cover

Русский язык. 5 класс: рабочая программа
по учебнику под ред
Крицкая Е. А.
93 руб
В сборнике представлены рабочие программы к УМК
под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, УМК "Русский язык.
Теория", "Русский язык. Практика", "Русский язык. Русская речь",
УМК В. В. Бабайцевой (углублённое изучение).
Данные линии соответствуют Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего
образования, одобрены РАН и РАО, имеют
гриф "Рекомендовано" и включены в Федеральный перечень учебников.
3-е издание, стереотипное.
Составитель: Харитонова Елена Ивановна.
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/359422/

Хорошо бы купить!

ГИА 2015. Русский язык. 5 класс. Диагностические и контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников - Степанова Л.С. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru Цена 100 руб.

Проверочные работы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской. ФГОС - Макарова Б.А. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru Цена 54 руб.

Зачетные работы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской "Русский язык. 5 класс". ФГОС - Потапова Г.Н. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru Цена 71 руб.

Ассоциация "Гильдия словесников"


Как скачать видео себе на компьютер?

Скачать непосредственно с сайта

Скачать при помощи SaveFrom.net помощник

Новые технологии и не только

Дидактор
  • 5 обязательных инструментов для современного урока
  • Как стать УЧИТЕЛЕМ с большой буквы?
  • Ping Pong — эффективное средство обратной связи
  • Д. Медведев: за призвание платить не надо
  • Как сделать СОРБОНКУ более интерактивной?
  • Новые интерактивности от Mentimeter
  • С чего начать новый учебный год?