Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Безударное личное окончание глаголов и спряжение глаголов

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В первую очередь необходимо выучить правило. Оно звучит так:

- ко 2 спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить.
+ 7 глаголов на - еть: терпеть, вертеть, обидеть,
зависеть, ненавидеть,
видеть, смотреть

+ 4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать

- все остальные глаголы (на - оть, - ыть, - уть, - ать (кроме 4 исключений), - еть (кроме 7 исключений), + брить, стелить.

Заучивая это правило (а его обязательно надо выучить, поверь моему опыту), воспользуйся следующими советами:

- слова-исключения надо выучить в том порядке, в котором они записаны. Если ты выучишь их в разбивку, то сложно будет при быстром письме их вспомнить и проверить нужное слово: ты обязательно что-то пропустишь. При проверке глагола на исключение надо быстро проговорить весь ряд: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть,смотреть. Как скороговорку!

- я специально 7 глаголов на - еть написала лесенкой: учить их надо с паузой между "ступеньками": так легче запомнится.


Схема помогает освоить алгоритм действий.

 

Попробуй проделать несколько упражнений.

1) Объясни, почему именно эта гласная стоит в окончании глагола.

1.1. Строим; гоните; борются; решаем; видите; раскаемся; почуют; зависите; растаете; клеят; стелются; выправят; ропщут; выдерживают; выдержат; дышим; стелете; веют; управляете; едете; управитесь; похвалят; расправят; построите; постелете; пляшут; смотрят; дышат; лечат; дремлете; развеете; дремлют; плачут; лаете; клокочут; колеблются; полют; трепещете; жалят; значат; клеят; гонят; видите; видим; пилят; колеблются.

1.2. Строим дом; клеят игрушки; веет холодом; гоняем мяч; ветер гонит; не слышишь шорохов; не слушаешь радиопередач; встретишь отца; встречаешь гостей; снег не тает; колет в боку; борются с вредителями; реет флаг; едем полем; бормочут ручьи; не отыщешь в траве; грохочет в небе; увидишь с круч; постелешь постель; дышишь ароматом; ищет собачку; не посмотришь фильм; выскочит из дома.

2) определите спряжение глаголов, поставьте гласную в окончании. Проверьте.

Образец: строить (II спр.) – строит

Таять – он та…т, видеть – он вид…т, клеить – он кле…т, чуять – он чу…т, бороться – они бор…тся, ездить – ты езд..шь, стелить – они стел…т, чувствовать – ты чувству…шь, посвящать – вы посвяща…те, колыхаться – он колыш…тся, развеять – они разве…т, слышать – вы слыш…те.

3). От данных глаголов образуйте указанные формы.

Слышать – 2 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.

Шептать – 3 л.ед.ч. и 3 л. мн.ч.

Вылечить - 3 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.

Расколоть – 1, 2  и 3 л. мн.ч.

Колыхаться - 2 л.ед.ч. и 3 л. мн.ч.

Назначать - 2 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.

Назначить - 2 л.ед.ч. и 2 л. мн.ч.

4). Поставьте гласную в окончании глагола, указав в скобках спряжение глагола.

1. Кто говорит, тот се…т, кто слуша…т, тот пожина…т.  2. Розы кол…т, а пчелы жал…т.   3. Люб..т он сильно, сильней ненавид..т, а доведись – комара не обид…т.    4. Не по словам суд…т, а по делам.   5. Правда глаза кол…т.   6. Работа и корм…т, и уч…т. .   7. Чего не поищ…шь, то и не сыщ…шь.   8. Что было, то вид..м, что будет, то увид…м.



 

 

 

 

 

 

 

Проверка

Таять – он тает, видеть (искл.)– он видит, клеить – он клеит, чуять – он чует, бороться – они борются, ездить – ты ездишь, стелить (искл.)– они стелет, чувствовать – ты чувствуешь, посвящать – вы посвящаете, колыхаться – он колышется, развеять – они развеют, слышать (искл.)– вы слышите.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4268384

Кто на сайте

Сейчас 40 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ассоциация "Гильдия словесников"