Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вариант 9 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 31
ХудшийЛучший 

Вариант 9 ОГЭ 2020                                                               И.П.Гостевых

Часть 1

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Поступок Данко — это подвиг самопожертвования во имя счастья людей, а совершая подвиг, люди руководствуются сердцем, а не разумом. (2)Данко не размышлял о том, как поступить разумнее, в своих поступках он руководствовался беззаветной любовью к людям, стремлением отдать всего себя, для того чтобы они были счастливы. (З)Герой не рассчитывает на благодарность людей, он любит их такими, какие они есть. (4)Даже ес­ли они испытывают по отношению к нему ненависть и готовы его уничтожить, он осо­знаёт, что это от страха и бессилия, что они нуждаются в помощи, и стремление помочь им не оставляет его. (5)Смысл легенды состоит в утверждении мысли о бессмертии под- вига: яркие искры в степи будут вечно напоминать людям о горячем сердце Данко.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                      это подвиг (предложение 1)

2)                      они были счастливы (предложение 2)

3)                      герой не рассчитывает, любит (предложение 3)

4)                      испытывают ненависть (предложение 4)

5)                      искры будут напоминать (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

К началу 1961-го археологического сезона (1) в Великом Новгороде было найдено 1018 бе­рестяных грамот (2) и расшифровка каждой из них (3) новый шаг (4) приближающий нас (5) к пониманию древнерусского языка (6) однако (7) документов (8) относящихся к XI веку (9) немного (10) зато в археологическом слое XII века плотность грамот в 15 раз выше (11) чем в любых других.

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «школьный двор», построенное на основе согласования, сино­нимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосоче­тание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                     ДЕВЯТЬСОТ — в порядковом числительном буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

2)                     ЗАСТАВИВШИЙ — в действительном причастии прошедшего времени перед суффик­сом -ВШ- пишется буква И, так как это причастие образовано от основы неопределён­ной формы глагола, оканчивающейся на -И.

3)                     в ТО ЖЕ время — указательное местоимение с частицей ЖЕ пишется раздельно.

4)                     НЕГОДОВАНИЕ — имя существительное с НЕ пишется слитно, так как нельзя заме­нить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

5)                     КОВАНЫЙ (сундук) — в полном страдательном причастии прошедшего времени пи­шется одна буква Н.

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)            Ираида Андреевна входила в класс, как всегда, торопливо-радостная. (2)Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки. (3)3а секун­ду до её появления в классе бывал такой ералаш, что, казалось, и за полчаса его не успокоить. (4)Но всё менялось, как по волшебству. (5)В раскрытой двери появлялась Ираида Андреевна. (6)На мгновение она задерживалась тут, а в классе уже тишина и порядок. (7)В эти мгновения учительница, седая, статная, казалась особенно величественной, красивой. (8)Наверное, так входят в зрительный зал на театральный спектакль, о котором давно мечтали и о котором давно думали.

(9)0днажды она пришла на урок с двумя десятиклассниками. (10)Эти два высоченных парня принесли и поставили на стол что-то очень тяжёлое. (11)3авёрнутое в чёрный коленкор.

(12)Урок начался как обычно.

—                    (13)Итак, на чём мы остановились в прошлый раз? (14)Да, мы говорили про оборону Севастополя, в которой участвовал Лев Николаевич Толстой. (15)Кто читал Льва Толстого?

(16)Должно быть, все, кто был в классе, подняли руки. (17)И Костя поднял руку. (18)Он читал «Детство» и «Отрочество», хотел сказать об этом учительнице, но промолчал, потому что и другие молчали, а только подняли руки.

—                     (19)Опустите руки, — сказала Ираида Андреевна. — (20)У нас в школьном дворе до войны стоял на постаменте бюст Льва Толстого. (21)И знаете, ребята, весной, как только сходил снег, у этого бюста всегда появлялись букетики подснежников и первых фиалок. (22)И осенью ученики всегда приносили сюда яркие цветы. (23)А зимой по традиции украшали памятник зе­лёными ветками сосны.

(24)Костя выглянул в окно, за которым был школьный двор. (25)Он посмотрел так, будто не проходил сотни раз мимо небольшой клумбы. (26)3нал же, что никакого бюста там нет.

—                    (27)Сахаров, — спросила учительница, — ты что смотришь?

(28)                     Костя встал:

— Ираида Андреевна, а где теперь этот бюст?

(29)                     Учительница подошла к столу, на котором темнело что-то, покрытое чёрным коленко­ром. (ЗО)Одним движением Ираида Андреевна сдёрнула чёрное покрывало — сразу Костя не понял, что перед ним. (31)А какая-то девочка даже вскрикнула.

(32)Приглядевшись внимательнее, Костя увидел бюст Льва Толстого. (ЗЗ)Голова была прострелена насквозь. (34)От этого глаза Толстого казались ещё более глубокими; они смотрели на детей из-под густых бровей, точно живые.

(35)И вдруг Костя услышал приглушённо-размеренные удары. (Зб)Будто где-то очень да­леко били тревогу, ударяя в набат с промежутками равными и частыми, а сюда доносилось: тук-тук, тук-тук, тук-тук...

(37)                      « А я ведь никогда раньше не слышал, как стучит моё сердце», — подумал Костя.

(38)                      Все в классе молчали. (39)А вентилятор в форточке, казалось, рычал громче, чем всегда.

(40)Ираида Андреевна бережно укутала бюст чёрной материей. (41)Потом стала спиной к

доске и провела ладонями по лицу, точно умылась. (42)Учительница говорила негромко, но каждое её слово отдавалось в Косте так же отчётливо, как стук его сердца.

— (43)Да, ребята, это было. (44)Когда фашисты захватили Новгород, они сделали из бюста Льва Толстого мишень. (45)В этом классе, где сейчас сидите вы, учились такие же, как вы, новгородские ребята. (4б)Они ушли в сорок первом году защищать Родину от фашистов. (47)Многих из этих новгородских мальчиков уже нет. (48)Да, их уже нет. (49)Но они завоева­ли победу... (50)Этот бюст недавно нашли во время раскопок. (51)Его передают в музей. (52)Он останется для истории. (53)Он навсегда будет напоминать о варварстве фашистов...

(54)Ираида Андреевна медленно подошла к столу и села. (55)Несколько мгновений она молчала. (5б)Молчал и весь класс.

(По М.С. Ефетову*)

* Марк Семёнович Ефетов (1907-1996) —русский советский писатель и журналист.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                      Лев Николаевич Толстой участвовал в обороне Севастополя.

2)                      Зелёные веточки сосны у памятника писателю зимой — традиция школы.

3)                      Учительница истории постоянно напоминала своим ученикам о великих книгах Льва Николаевича Толстого.

4)                      Все ученики школы читали повести Льва Николаевича Толстого «Детство» и «Отроче­ство».

5)                      О варварстве фашистов будет напоминать простреленный ими бюст Л.Н. Толстого, ко­торый передадут в музей.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фра­зеологизм.

1)                      Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхива­ли огоньки.

2)                      Он читал «Детство» и «Отрочество», хотел сказать об этом учительнице, но промолчал, потому что и другие молчали, а только подняли руки.

3)                      Учительница говорила негромко, но каждое её слово отдавалось в Косте так же отчёт­ливо, как стук его сердца.

4)                      От этого глаза Толстого казались ещё более глубокими; они смотрели на детей из-под густых бровей, точно живые.

5)                      Будто где-то очень далеко били тревогу, ударяя в набат с промежутками равными и частыми, а сюда доносилось: тук-тук, тук-тук, тук-тук...

Ответ:

8. Лексический анализ.

В первом абзаце текста найдите антоним к слову ЕРАЛАШ (предложение 3).

Выпишите этот антоним.

Ответ:

 

Часть 3

9.1.      Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Дмит­риевича Ушинского: «Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.      Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «Он останется для истории».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.      Как Вы понимаете значение словосочетания ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на те­му «Что такое памятники культуры?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4433200

Кто на сайте

Сейчас 37 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ

Ассоциация "Гильдия словесников"