Вариант 8 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых
Часть 1
1. Изложение
2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Медный всадник — памятник Петру I в Санкт-Петербурге, отлитый по проекту Э.М. Фальконе и установленный в 1782 году на Сенатской площади, изображает царя в лавровом венце верхом на вздыбленном коне. (2)Пётр указывает вытянутой вперёд рукой на Неву, Академию Наук и Петропавловскую крепость. (З)Это обозначает главные цели правления Петра: военную мощь, просвещение и торговлю. (4)Памятник установлен на цельном камне в форме волны в память о завоевании Петром выхода к морю для России. (5)Скульптурная композиция устойчива за счёт третьей опоры — хвоста коня, топчущего змея — символ зла.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) памятник Петру I изображает (предложение 1)
2) Пётр указывает рукой (предложение 2)
3) цели обозначает (предложение 3)
4) памятник установлен (предложение 4)
5) композиция устойчива (предложение 5)
Ответ:
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По воспоминаниям (1) жившей у Ломоносовых племянницы Матрёны Евсеевны (2) в доме учёного всегда были рады оказывавшимся по делам в столице землякам (3) «на широком крыльце стоял накрытый дубовый стол (4) и сын Севера пировал до поздней ночи с весёлыми земляками своими (5) приходившими из Архангельска на кораблях (6) и (7) привозившими ему обыкновенно в подарок мочёной морошки (8) и такой же тёплый приём ожидал и других гостей (9) приезжавших по первому зимнему пути в Петербург с трескою».
Ответ:
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «мраморная доска», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СТРИЖОНОК — в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
2) ВВИДУ (обстоятельств) — производный союз, синонимичный предлогу «из-за», пишется слитно.
3) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий звук, пишется С.
4) (условие задачи) НЕ ДАНО — частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
5) ПРАЯЗЫК — в имени существительном есть приставка ПРА-, имеющая значение «первоначальный, наиболее древний».
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 6-9.
(1)Наша школа находится в переулке. (2)А сам я живу на московском Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
(З)Раныне я, пробегая мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз, никогда не замечал этой знаменитой надписи. (4)А в прошлом году к нам пришёл новый учитель литературы и спросил меня как-то, где Я живу. (5)Я ответил. (6)А он говорит: «Знаю, это рядом с домом Пушкина». (7)Я как дурачок переспросил: «Какого Пушкина?» (8)Вроде бы у нас с ним общих знакомых с такой фамилией нет. «(9)Александра Сергеевича, — говорит он. — (Ю)Того самого, главного... (11)Ты, когда сегодня пойдёшь домой, сделай одолжение, подними голову и прочитай на доме пятьдесят три надпись на мемориальной доске».
(12)Я потом около этой доски, висящей на доме, час простоял, глазам своим не верил. (13)И представьте, её повесили ещё до моего рождения. (14)Полное отсутствие наблюдательности.
(15)А учитель таким хорошим оказался, Фёдор Фёдорович, мы его зовём сокращённо Эфэф, и фамилия у него смешная: Долгоносик... (16)Сам литератор, а фамилия зоологическая. (17)Но сначала он мне совсем не показался, потому что у него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось. (18)Неужели у него своих слов нет? (19)Но потом я разобрался, и это мне стало нравиться. (20)Он как скажет какую- нибудь цитату, так и поставит точку. (21)Коротко, и объяснять ничего не надо. (22)И ещё: когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. (23)В общем, он необычный человек.
(24)Он редко смеётся, хотя ещё довольно молодой и не усталый. (25)Но он слова особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется. (26)И взгляд у него пристальный: разговаривая, он никогда не смотрит в сторону. (27)Эфэф всегда входит стремительно, точно боится опоздать. (28)Оглядит класс и скажет: «Не будем терять даром времени». (29)Но на классном часе он разрешает говорить, что только захочешь. (ЗО)Можно даже шутить и нести всякую чепуховину, можно задавать любые вопросы.
(31)Он мне как-то сознался, что любит думать больше про незнакомых, чем про знакомых. (32)Про знакомых всё знаешь, а про незнакомых можешь придумать то, что тебе хочется. (33)Я теперь тоже часто, как он, думаю про незнакомых. (34)Раныпе я всегда думал про родных да про свой класс, и всё. (35)А теперь я увижу какого-нибудь человека на улице и целый день про него думаю, представляю, чем он занимается и кто его друзья.
(Зб)Однажды Рябов опоздал и сказал, что он задумался и проехал свою остановку. (37)Он притворялся, что говорит чистую правду, а на самом деле это была ложь, он противно врал и кривлялся.
— (38)Что это ты, Рябов, стал привирать, — сказал Эфэф. — (39)Раныпе я за тобой этого не замечал.
(40)Он намеренно сделал ударение на слове «этого». (41)3начит, кое-что другое, что ему не очень нравилось, он за ним замечал.
(42)Эфэф склонился к своей старой солдатской полевой сумке, которая ему досталась в наследство от отца, и все примолкли и вытянули шеи. (43)И я вытянул шею: раз Эфэф полез в сумку, значит, будет дело. (44)У него там такие необыкновенные вещички лежат — закачаешься. (45)Он, например, однажды на уроке русского языка неожиданно вытащил из сумки какую- то тоненькую потрёпанную книжку и без всякого предупреждения стал её читать.
(46)Я до сих пор помню, как Эфэф её читал: без выражения, тихо, однообразно, точно не читал, а рассказывал то, что видел сам. (47)А потом, когда закончил, сказал: «Солдата, который написал эту книжку, уже нет в живых. — (48)И в сердцах, с обидой добавил: — Рановато он умер».
(49)Книжка пошла по рядам, и каждый её рассматривал, а когда она дошла до меня, я открыл её и прочёл: «Эм. Казакевич. (50)Звезда». (51)А ниже от руки было написано: «Товарищу по землянке». (52)И стояла подпись автора. (53)Это отец Эфэф был товарищем по землянке. (54)Да, настоящая это была книжка, вся правда про то, как воевали, и про то, как погибали.
(55)Наконец Эфэф перестал копаться в своей исторической сумке и, к общему разочарованию, вытащил оттуда обыкновенную ученическую тетрадку в двенадцать листков.
— (56)Вот тебе тетрадь, Рябов,— сказал он. — (57)Будешь в неё записывать, сколько раз соврал.
(58)Это точно, он не любил вралей. (59)Он и другим уже давал такие тетради, но никогда потом про них не спрашивал. (60)Дал тетрадь — и всё, а дальше поступай как хочешь.
(61)С Эфэф мы здорово подружились. (62)А в одной сложной истории, когда меня просто поедом ели и проходу не давали, он мне здорово помог, как настоящий друг. (63)Эфэф меня поддержал. (64)Учитель как-то толково объяснил, чего надо стесняться в жизни, а чего — нет. (65)И я ему поверил, и это меня, можно сказать, спасло.
(В.К. Железников*)
* Владимир Карпович Железников (1925-2015) — русский советский детский писатель, кинодраматург.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Книгу Эммануила Казакевича «Звезда» учителю литературы подарил сам автор.
2) Фёдор Фёдорович воевал с автором книги в одном полку, и тот передал ему книгу как товарищу.
3) Учитель литературы однажды прочитал своим ученикам книжку, чтобы познакомить их с произведением, в котором, как он считал, написана вся правда о войне.
4) Эммануил Казакевич подарил свою книгу отцу учителя литературы, с которым на войне жил в одной землянке.
5) В Москве на Арбате стоит дом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что в нём в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
Ответ:
7. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Раньше я, пробегая мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз, никогда не замечал этой знаменитой надписи.
2) Он, например, однажды на уроке русского языка неожиданно вытащил из сумки какую-то тоненькую потрёпанную книжку и без всякого предупреждения стал её читать.
3) А потом, когда закончил, сказал: «Солдата, который написал эту книжку, уже нет в живых. — Ив сердцах, с обидой добавил: — Рановато он умер».
4) А в одной сложной истории, когда меня просто поедом ели и проходу не давали, он мне здорово помог, как настоящий друг.
5) Он мне как-то сознался, что любит думать больше про незнакомых, чем про знакомых.
Ответ:
8. Лексический анализ.
Найдите в тексте антоним к слову ПРАВДА (предложение 37).
Выпишите этот антоним.
Ответ:
Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «Но он слова особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение слова ДОВЕРИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доверие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.