Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вариант 2 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Вариант 2 ОГЭ 2020                                                               И.П.Гостевых

Часть 1

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. (2)Белым паром дышит и конь, пробирающийся среди кустарников, стеклянных от росы. (3)Хруст сучков под копытами отдаётся в высоком лесу, темнеющем по скату горы. (4)Луна стоит над пустынными серебристо-туманными лугами. (5)Осенняя печаль и красота!

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                      спуск (предложение 1)

2)                      пробирающийся конь (предложение 2)

3)                       хруст отдаётся (предложение 3)

4)                       луна стоит над лугами (предложение 4)

5)                       осенняя печаль (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вы (1) несомненно (2) не один раз были в театре и на концерте (3) смотрели выступ­ление актёров по телевидению (4) поэтому сразу вспомните (5) как они жестикулиру­ют (6) заканчивая выступление (7) и (8) прощаясь с публикой (9) и самый частый жест (10) это поклоны как символ благодарности за тёплый приём (11) и горячие (12) и искренние аплодисменты.

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «жизненный маршрут», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся слово­сочетание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                       ЭФФЕКТИВНЫЙ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором од­нокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

2)                       ЦИРКУЛЬ — буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

3)                       НЕПРИВЕТЛИВЫЙ человек — имя прилагательное не имеет зависимого слова, по­этому с НЕ пишется слитно.

4)                      ЗАБРОШЕННЫЙ — страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола на -ИТЬ при помощи суффикса -НН-.

5)                      НЕЧЕМУ (удивляться) — в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква Е.

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Знаете, когда я впервые удивилась слову «труд»? (2)Когда я узнала, что Пётр Ильич Чайковский в детстве увиливал от занятий музыкой и его запирали в комнате с роялем до тех пор, пока не научится играть хорошо и пока не выучит наизусть положенное. (3)То есть труд помогал достигать цели за счёт усилий, которые человеку приходилось направлять на её дос­тижение. (4)Рассказала мне это учительница музыки, которая приходила к нам домой раз в не­делю и заставляла меня играть Моцарта и Шопена.

(3)              Мне не хотелось, мне не нравилось играть. (6)И становиться Чайковским или Рихте­ром, с которым поступали не менее сурово, чем с Чайковским, я тем более не собиралась. (7)Меня учили музыке для того, чтобы я разрабатывала правую руку. (8)Я была левшой, а в школе в те годы требовали обязательно писать правой рукой.

(9)Вечерами я, первоклашка, писала бесконечные диктанты, пальцы правой руки, конеч­но же, слушались плохо, получалось коряво, но я не страдала, оттого что часами выводила бук­вы, не воспринимала это как труд. (10)А занятия музыкой — воспринимала.

(11)«Труд превратил обезьяну в человека», «Терпение и труд всё перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — слово «труд» во времена моего детства так часто и навязчиво повторялось, что казалось пустым звуком. (12)То ли дело талант, вдохновение, когда всё дела­ется само собой и с удовольствием! (13)Но оказалось, что труд — это та энергия сопротивления, без которой нет ни вдохновения, ни удовольствия.

(14)Общение с нелюбимыми нотами выработало во мне отношение к работе, делам и обя­занностям, как к обеду: сначала я делаю то, что труднее всего, а на сладкое остаётся то, чего больше всего хочется. (15)В детстве я мечтала питаться одними конфетами, без всяких супов и котлет. (16)Если бы мне позволили такую диету, меня бы уже давно не было на свете. (17)А в шестнадцать лет, оказавшись один на один с неограниченным количеством шоколада, я съела его столько, что отравилась, и с тех пор я разлюбила шоколад, зато открыла для себя прекрас­ный вкус всевозможного несладкого.

(18)Любимые буквы тоже, оказалось, требуют усилия: они интересны, когда уводят за со­бой в неведомое, а потому рискованное пространство. (19)Риск тоже труд, очень непростой: ре­шиться. (20)А когда решился — идти и идти до конечной точки длинного пути.

(21)Есть выражения «мартышкин труд» и «сизифов труд» — бессмысленный, впустую. (22)Отличить полезный, «настоящий» труд от мартышкиного просто: ощущаешь себя молод­цом, завершив работу, или понимаешь, что занялся не своим делом. (23)Труд — это наши взаи­моотношения с общим пространством. (24)Делая усилия, мы становимся частью этого про­странства. (25)И тогда труд — суметь поставить границы своего пространства, не потратить свою жизнь на бестолковое, бессмысленное или просто чуждое нам занятие. (26)Нужно уметь правильно выбрать жизненный маршрут, но важно помнить, что любой из выбранных, даже кажущийся лёгким и простым, потребует усилий. (27)Умения трудиться.

(28)Все знают, как важно правильно выбрать приоритеты, но выбор этот нерационален: у каждого свои склонности, способности, предназначение. (29)Бывает трудно противостоять ро­дителям, которые уже нарисовали себе будущее своих детей и настаивают на том, чтобы оно было таким, как им хочется. (ЗО)Бывает трудно противостоять компании друзей, ведь все нуж­даются не в противодействии, а в моральной поддержке. (31)Самое трудное — найти компро­мисс, чтобы делать то, что получается, что по душе, и при этом не ссориться с теми, кто с твоим выбором не согласен.

(32)В детстве жизнь — это цветущий сад, хотя в нём есть и крапива, и осока, но чем даль­ше, тем тщательнее нужно за ним ухаживать, потому что крапива разрастается и жжёт всё больнее, а цветы чахнут. (ЗЗ)Каждое несделанное усилие — это розовый куст, погибший под натиском сорняков: всё, во что не вложен труд, считает себя ненужным и уходит.

(По Т.Г. Щербине*)

* Татьяна Георгиевна Щербина (род. в 1954 г.) —российская поэтесса, прозаик, эссеист и переводчик.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                      Написание букв рассказчице давалось легко, она смогла научиться писать красиво, а играть на фортепиано так и не научилась.

2)                      Учительница музыки рассказчицу не любила, а учительница чистописания быстро нашла со своей ученицей общий язык.

3)                      Выражения «мартышкин труд» и «сизифов труд» связаны с характеристикой бес­смысленного, напрасного труда.

4)                       Рассказчице нравилось писать буквы, а заниматься музыкой не нравилось, она не со­биралась становиться музыкантом.

5)                       Рассказчицу, которая была левшой, учили музыке для того, чтобы она разрабатывала правую руку, поскольку в школе в те годы требовали обязательно писать правой рукой.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фра­зеологизм.

1)                      Каждое несделанное усилие — это розовый куст, погибший под натиском сорняков: всё, во что не вложен труд, считает себя ненужным и уходит.

2)                       А в шестнадцать лет, оказавшись один на один с неограниченным количеством шоко­лада, я съела его столько, что отравилась, и с тех пор я разлюбила шоколад, зато от­крыла для себя прекрасный вкус всевозможного несладкого.

3)                       Нужно уметь правильно выбрать жизненный маршрут, но важно помнить, что любой из выбранных, даже кажущийся лёгким и простым, потребует усилий.

4)                       Самое трудное — найти компромисс, чтобы делать то, что получается, что по душе, и при этом не ссориться с теми, кто с твоим выбором не согласен.

5)                       Рассказала мне это учительница музыки, которая приходила к нам домой раз в неделю и заставляла меня играть Моцарта и Шопена.

Ответ:

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ПУТЬ (предложение 20).

Выпишите этот синоним.

Ответ:

 

Часть 3

9.1.      Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галак­тионовича Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплоще­ния и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценива­ется. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну­лём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.      Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Каждое несделанное усилие — это розовый куст, погибший под натиском сорняков: всё, во что не вложен труд, считает себя ненужным и уходит».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитиро­вание.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный ис­ходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.      Как Вы понимаете значение словосочетания УМЕНИЕ ТРУДИТЬСЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что означает умение трудиться?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Ар­гументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент возьмите из прочитанного текста, а второй — из Ва­шего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный ис­ходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4239835

Кто на сайте

Сейчас 85 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Смоленская область: «Экзамены для девятиклассников продолжаются»
  • Мурманская область: «Экзамен по обществознанию в 9-х классах прошел без нарушений»
  • Краснодарский край: «Первые экзамены прошли в штатном режиме»

Новости ЕГЭ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Смоленская область: «Экзамены для девятиклассников продолжаются»
  • Мурманская область: «Экзамен по обществознанию в 9-х классах прошел без нарушений»
  • Краснодарский край: «Первые экзамены прошли в штатном режиме»
  • Ростовская область: «Первые экзамены основного периода ЕГЭ прошли в штатном режиме»
  • Брянская область: «Основной период ОГЭ продолжает экзамен по обществознанию»

Ассоциация "Гильдия словесников"