Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ЕГЭ-2015 Вариант 1

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 39
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться са­мостоятельно добывать огонь и использовать его. (2)<...> люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две де­ревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это откры­тие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З)Умение добывать огонь позволило развиваться но­вым технологиям во многих областях человеческой деятель­ности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)      Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.

2)      Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие но­вых технологий во многих сферах деятельности.

3)      В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, нау­чившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

4)      Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и ке­рамические изделия, выделывать кожу.

5)      Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важней­ших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие но­вых технологий во многих сферах деятельности.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Следовательно,    Даже     Наоборот,         В конце концов         Потому что

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены зна­чения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствую­щую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1).Места вне городов, загородные местности (поЛя, леса, горы). Лю­боваться природой.

2).Весь неорганический и органический мир в его противопоставле­нии человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3).Всё существующее во Вселенной, органический и неорганиче­ский мир. Изучать природу.

4).Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений.

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

воспринЯть         бАнты            звОнит            обогналА            чЕлюстей

 

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖИВИТЕЛЬНОЙ влагой напоил прохладный летний дождь цветы и листву утомлённых зноем деревьев.

Победитель олимпиады по иностранному языку был награждён пу­тёвкой в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь.

В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тур­геневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.

Каждому человеку необходимо своевременно ПОПОЛНЯТЬ недоста­ток витаминов в своём организме.

Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, их неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ школьниками

талантливые РЕЖИССЁРЫ

по ИХ просьбе

ЕХАИ осторожно

РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Сразу по приезду в село Константиново — на родину по­эта — школьники отправи­лись в музей.

Б. 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для пла­вания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

В. Обыкновенно, создавая своё произведение, в нём выража­ется авторское отношение к жизни и людям.

Г. По утверждению К.И. Чуков­ского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно це­ною воспитали в ребёнке че­ловечность».

Д. Организм человека, в кото­ром работают сложные био­химические механизмы, тре­буют ежедневного поступле­ния необходимых питатель­ных веществ.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.неправильное употребление падежной формы сущест­вительного с предлогом.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3. нарушение в построении предложения с несогласо­ванным приложением.

4.ошибка в построении пред­ложения с однородными членами

5.неправильное построение предложения с деепричаст­ным оборотом

6.нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7.неправильное построение предложения с косвенной речью

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м…ндариновый       зар...сли       усм...рить       пред пол… жение        инт…ллектуальный

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную бу­кву.

пр…градить, пр…лив

от...рвать, н...дписать

и…гибать, ра..жечь

по..строить, о..бить

пр..жать, пр..подать

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

засушл….вый дотраг…ваться          усидч...вый     ноч...вать        пристёг…вать

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

задремл…шь     сморщ...нный     пошепч...мся     колебл...мый        заброс… вший

 

12.Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В сочной зелени кустарника ярко розовел ещё (не)полностью рас­пустившийся бутон.

Музыкант (не)раздумывая дал согласие на участие в конкурсе моло­дых исполнителей.

Алексей внезапно почувствовал, что ему (не)хочется делиться но­выми для себя переживаниями даже с самыми близкими друзьями. (Не)бойся врага умного, а бойся друга глупого.

Нужно дорожить (не)забываемыми мгновениями общения с пре­красным.

 

13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занима­лись спортом, (ПО)ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду.

(С)ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ(ЖЕ) толпятся и ребя­тишки.

(НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) само­забвенно продолжали играть в догонялки.

ЧТО(БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо органи­зованным человеком и, (В)МЕСТО бесплодных наблюдений за дея­тельностью других людей, активно действовать самому. (В)ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО)ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Персонаж картины, созда(1)ой художником на основе извест­ного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шап­ку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ые дра­гоце(3)ыми камнями золочё(4)ые ножны с волшебным мечом.

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1).Каждая травинка и мшинка блестела и улыбалась капельными глазками.

2).Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.

3).Язык — это путь цивилизации и культуры.

4).Всем интересна эта весёлая и живая интересная и увлекательная игра!

5).В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укреп­ляли веру в победу.

 

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют це­лый город, так ряд предложений (3) связанных по смыслу и грам­матически (4) представляет собой текст.

 

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложениях должны стоять запятые. Берёзки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

 

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела малень­кая беседка (4) по вечерам прогуливались влюблённые пары.

 

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (3)Зато в детстве были отец и мать.

(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авто­ритетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыден­но, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:

- Я тебя люблю...

(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.

(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти ми­ры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшая­ся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из са­мопала и запусков ракет.

(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване - за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевско­го. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и гото­вая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна са­мых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно - хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19) Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20) И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.

(21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на са­молёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.

(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На го­лом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не под­нимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)3елёная земля висела под на­ми, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как ог­ромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (30)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.

(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино пред­приятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, об­ратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкосну­лись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках луч­шей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую…

(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было при­нято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас: - Спасибо, мама, я тебя люблю.

(38)Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачива­ется и закругляется по краям... (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41)На двоих у нас три ведра небесных вишен.

(По Ю. Нечипоренко *)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский про­заик, арт-критик, художник, культуролог.

 

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов *

1)   Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к ней.

2)   В характере рассказчика отразился характер его мамы.

3)    Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.

4)    Самолёт, который назван в тексте «кукурузником», имел широ­кий спектр применения в сельском хозяйстве.

5)   Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше по­нять её.

 

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1).В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2).В предложениях 4-6 содержится описание.

3).Предложение 15 объясняет предложение 14.

4).Предложения 25-27 содержат повествование.

5).В предложениях 29-30 содержится описание.

 

22.Из предложения 30 выпишите слово в переносном значении.

22.Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыду­щим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

23.«Детские воспоминания спустя много лет живы в душе автора. Яр­кость детских впечатлений отражают использованные в тексте изо­бразительно-выразительные средства: лексическое — (А)          («дух захватило» в предложении 28) и синтаксиче­ское — (Б)_______ («как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В)_____(в предложениях 11, 20, 34), и приём — (Г)               («самое удачное» в предложении 33)».

Список терминов:

1) парцелляция      2) метафора     3) фразеологизм          4) вводные слова       5) лексический повтор

6) диалог        7) восклицательные предложения   8) ряды однородных членов предложения

9) сравнительный оборот

Вложения
Download this file (Variant 1 (ЕГЭ-2015).docx)Variant 1 (ЕГЭ-2015).docx[ ]41 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3688666

Кто на сайте

Сейчас 39 гостей онлайн

 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Белгородская область: «В регионе пройдет тренировочное итоговое собеседование»
  • Волгоградская область: «Для педагогов провели установочное совещание, посвященное подготовке к ГИА-9»
  • Поздравление руководителя Рособрнадзора с Днём студента

Новости ЕГЭ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Белгородская область: «В регионе пройдет тренировочное итоговое собеседование»
  • Волгоградская область: «Для педагогов провели установочное совещание, посвященное подготовке к ГИА-9»
  • Поздравление руководителя Рособрнадзора с Днём студента
  • Санкт-Петербург: «Родительское интернет-собрание в прямом эфире посмотрели более 5600 петербуржцев»
  • Белгородская область: «В регионе реализуется проект для учителей «Курс на ЕГЭ»

Ассоциация "Гильдия словесников"